В кругу Петрова-Водкина | Бинокль

В кругу Петрова-Водкина

01 сентября01:10
257

До конца сентября полотна сорока шести художников круга Кузьмы Петрова-Водкина представлены на выставке в Русском музее.


Многие из художников, чьи работы можно видеть на выставке, не были известны широкой публике. Кроме того, есть пара полотен с пометкой «Неизвестный автор». Само собой, выставка дополнена и работами самого Петрова-Водкина. В 2016 году это уже вторая выставка круга художника, что говорит об особой актуальности работ. В основе творческого подхода Петрова-Водкина лежит желание видеть и доверяться собственному впечатлению, а не обдумывать увиденное.



Леонид Чупятов. Белый натюрморт. 1936. Х.,м. 58 х 75. ГРМ


На выставке стоит обратить внимание на работы Леонида Чупятова. Его картины легко отличить по ракурсам изображенного. Художник, развивая теорию видения, считал, что ракурс картины, так же, как и взгляд человека, может быть под разными углами. «Белый натюрморт», столь похожий на снимок из современного «Инстаграма», как бы увиден сверху, но человеком, вставшим на стул — ракурс «неудобен» и невозможен в реальной жизни. Красный круг в «Красильщике», который напоминает солнце, тоже изображен необычно. Стоит отметить, что данная картина производит мощное впечатление — красный круг как бы надвигается на зрителя, а картина выглядит трехмерной.


Если увидите синее на синем и желтое на желтом, то это Герасим Эфрос. Его работы интересны тем, что могут быть выполнены в рамках академических заданий от Петрова-Водкина, но смотрятся на выставке наряду со станковыми работами. Как известно, к Петрову-Водкину в рамках его работы в Академии часто попадали ученики других направлений. К примеру, интересно наблюдать, как студенты-скульпторы, соприкасаясь с курсом Петрова-Водкина, создавали свои творения, впитав специфические черты работы художника. Многие работы не выходили за пределы студенческой мастерской, но сейчас, в контексте, смотрятся как полноценные произведения искусства.


Как ни странно, от фаворитов Петрова-Водкина осталось не так много работ — от Сергея Приселкова, ассистента художника и будущего преподавателя в Академии — всего несколько набросков. Лаппо-Данилевский, рано ушедший из жизни фаворит Петрова-Водкина, представлен работой с инопланетянами и ракетками.



Татьяна Купервассер. В лодке. 1929. Х.,м. 156 х 144. ГРМ


В каждой из работ Татьяны Купервассер, Марии Ломакиной, Владимира Малагиса, Николая Ионина отчетливо видно влияние Петрова-Водкина, но они могут быть любопытны и вне контекста.


В целом, выставка ставит перед зрителем вопрос: что есть «символизм», представленный во многих работах художников, в поставангардное время? Как обозначать данное течение: как круг отдельных художников, как определенное направление в искусстве или же как продолжение великого самобытного художника, чья техника отражается в работах его учеников? Это выставка как начатое исследование, продолжить которое сможет для себя каждый зритель.


Текст:
Екатерина Гусева
Фото:
копии работ предоставлены Русским государственным музеем