Петербург и только | Бинокль

Петербург и только

01 октября00:52
257

Премьера фильма «Петербург. Только по любви» состоялась в этом году на отечественном ежегодном кинофестивале — Кинотавр. Фильм, который прогнозировался, как женское кино о женщинах и снятое ими же, получился очень неоднозначным. Режиссерами ленты выступили Дуня Смирнова, Анна Пармас, Оксана Бычкова, Наталья Назарова и Аксинья Гог.

Про современный Петербург фильмов не так много, на ум приходит всеми любимый «Питер ФМ» Оксаны Бычковой и «Прогулка» Алексея Учителя, со съемок которых прошло уже более десяти лет. Необходимые составляющие такого кино — это, преимущественно, молодые герои и любовь на фоне питерских ландшафтов. Уже был фильм с признанием в любви к столице, теперь продюсерская компания СТВ, заручившись поддержкой молодых и талантливых девушек, выпустила кино, которое рассказывает о буднях женщины в северном городе. Каждая из авторов сняла картину с ее собственными ассоциациями на Санкт-Петербург: у Ренаты Литвиновой город ассоциируется с его культурной составляющей — поэтами и писателями, у Бычковой с романтическими прогулками, у Натальи Кудряшовой с бесконечным потоком туристов, а у Аксиньи Гог с экзальтированными дамами, мечтающими покончить жизнь самоубийством.

Первая новелла Ренаты Литвиновой «Сны Иосифа» — любимого поэта актрисы — навеяна ее собственными снами. По признанию режиссера, она настолько была им увлечена, что он ей даже снился. Действие истории происходит во время съемок фильма про Иосифа Бродского, на съемочной площадке снуют артисты и гримеры, сама Литвинова и режиссер фильма, некая взбалмошная француженка. Актеры начинают репетировать, читают стихи, разумеется, Бродского, особенно выделяется Сергей Довлатов в исполнении Максима Виторгана. Нам показывают, как снимают момент злополучной измены возлюбленной поэта с его лучшим другом.

Режиссер Оксана Бычкова, известная своей особенной манерой проникновенно признаваться в любви Петербургу («Питер ФМ») и не только («Плюс один»), создала новеллу «Утро». История о том, как молодой парень прикидывается глухонемым, чтобы понравиться девушке, приглянется лишь истинным романтикам: поцелуи возле каналов и прогулки по набережной почему-то кажутся вторичными после истории о том, как архитектор Максим находит телефон некой Маши и они начинают гулять по Петербургу, буквально друг за другом. Видимо, недосказанность всегда романтичнее.

Про режиссера Анну Пармас известно следующее — клипмейкер последних и самых обсуждаемых клипов группы «Ленинград»  «Экспонат» и «В Питере — пить», до этого была соавтором сценариев к фильмам Дуни Смирновой. Анна сняла самую нетипичную историю, оттого и самую запоминающуюся. В новелле «Девочки», как будто бы отсылающую к популярному нынче шоу HBO, история о том, как уже немолодая и беременная девушка вместе с матерью идут на узи и начинают спорить о политике. История отличается от других тем, что в ней меньше всего ПетербургаПрежде всего, это новелла про женское одиночество — это проявляется и в том, как женщина разговаривает с отцом будущего ребенка, и каким взглядом смотрит на молодую пару в больнице. По признанию режиссера, эта история автобиографична и основана на реальном случае из ее жизни.

Автор самой смешной новеллы «Выгул собак» журналист и режиссер Дуня Смирнова, которая славится тем, что всегда очень тонко живописует будни одинокой и красивой русской девушки («Два дня»«Кококо»), и здесь поднимает эту актуальную тему. Вновь у Смирновой главная роль достается очаровательной Анне Михалковой, которая играет одинокую 35-летнюю женщину, живущую с собакой, но мечтающую о любви. Режиссер поднимает одну из популярных тем среди одиноких дам, рассказывая про некого шамана (колдуна, знахаря, лекаря), после посещения которого в жизни все наладится и появится тот самый мужчина. В итоге, мужчина, конечно же появится, но совершенно не потому, что герой Михаила Боярского, который исполнил роль шамана, измажет живот героини куриными яйцами и произнесет пару заклинаний. 

Благодаря Любови Мульменко, Анне Меликян, Наталье Мещаниновой, Оксане Бычковой и другим талантливым и перспективным авторам, про феномен женского кинематографа в России заговорили вслух и серьезно, а нынешний период в кино почти что окрестили женским. Объединив свои усилия, режиссеры решили воплотить в новеллах свои страхи, мысли и радости, без прикрас и не стесняясь: страхи матери, страх остаться одной, счастье встретить свою любовь и прочее. Идеальной площадкой для воплощения этих мыслей выступил романтичный Петербург.

Текст:
Полина Трофимова
Фото:
Кадры из фильма