«Рай» каждому будет свой | Бинокль

«Рай» каждому будет свой

02 марта11:51
257

Фильм Андрея Кончаловского «Рай», рассказывающий обычную историю о людях, обычную историю середины двадцатого века, одного из самых страшных в истории человечества.


В мире, который рисует автор, главные герои - русская княгиня Ольга Каменская, вступившая в ряды французского Сопротивления, романтичный эсесовец Хельмут и инспектор полиции Жюль предстают перед Всевышним. Застряв где-то посередине между жизнью и смертью, автор предоставляет им возможность рассказать свои истории, высказать свои страхи, мечты и сожаления. Каждый из них преследовал свою цель и судьбы главных героев странным образом переплелись.


Ольгу, роль которой проникновенно исполнила актриса Юлия Высоцкая, обвиняют в укрытии еврейских мальчиков, и за участие в Сопротивлении, отсылают в концлагерь. Нациста Хельмута (Кристиан Клаус) отправляют на задание, разобраться с коррупцией в тот самый лагерь. Встреча героев будет не первой, в мирные времена они уже были знакомы и даже невинно флиртовали у фонтана. Танцы, шампанское и Ольга в белом костюме - воспоминания, которые останутся у Хельмута не только в памяти, но и будут записаны на пленку. Герой Клауса, мечтающий о немецком рае и любивший Чехова, пожалуй, самый четко прорисованный персонаж в фильме, от типичного представителя нацистской Германии до влюбленного и не уверенного в необходимости этого «рая» для человечества.



Фильм исполнен в черно-белом цвете, что изначально задает атмосферу, режиссеру не нужны цвета для рассказа своей истории, он наполнил фильм актерской импровизацией (например, интервью Ольги — это полностью идея актрисы) и отменной работой оператора Александра Симонова. История, которую нам рассказывают, трагичная и даже безвыходная, что, безусловно, требует поэтизации в визуальном решении фильма. Эпизод в лесу, когда Хельмут останавливается, чтобы сходить в туалет и мы наблюдаем дымку, сквозь которую прорисовываются человеческие силуэты, будто призраки убитых им людей восстали из мертвых. Или, например, сцена допроса Ольги в кабинете Жюля и взгляд камеры сверху, создается эффект подглядывания в тот момент, когда Каменская задерет юбку перед инспектором. Крайне символичным можно посчитать те эпизоды, в которых неожиданно открывается форточка, выступающая как некое предостережение.




Фильм, затронувший тему о самопожертвовании и любви к ближнему, в целом, оставляет неоднозначное впечатление, потому как не все линии сошлись воедино в сюжетном воплощении, не до конца ясна история про инспектора Жюля и финал, в котором Кончаловский сообщает героине Ольге, что ей уже нечего бояться, кажутся лишними. Но фильм стоит смотреть, хотя бы ради того момента, как актриса Юлия Высоцкая так легко и так умело обращается с материалом, как щурится, плачет или, наконец, будучи уже в концлагере, с жадностью красит губы перед зеркалом в гостях у Хельмута, зная, что сейчас ей нужно отправится в барак и попытаться заснуть.



Текст:
Полина Трофимова
Фото:
Фото из официальных источников