Творчество не во имя выставок | Бинокль

Творчество не во имя выставок

02 апреля18:37
257

Ретроспективу Рихарда Васми, которая в марте открылась в галерее KGallery, по праву можно считать первой крупнейшей выставкой одного из самых важных художников в истории петербургского искусства второй половины XX века. Маленькая часть всех работ выставлялась лишь однажды в 2009 году в Молодежном центре Государственного Эрмитажа.


Художник при жизни ни разу не выставлялся и считал, что выставка - это «похороны живописи». Доведенный до предела нонконформизм Васми показан в выставленных работах, их около ста пятидесяти, они были собраны из коллекций частных лиц и в ряду таких выставочных залов, как Манеж, музей «Царскосельская коллекция» и Музей нонконформистского искусства.



Рихард Васми, неизвестный широкому кругу, но так высоко почитаемый среди искусствоведов и ценителей искусства художник, считается по праву классиком андерграундного ленинградского искусства. Родом был из эстонско-финской семьи, которую он потерял в годы блокады, так же, как и своего главного наставника в творчестве, сожителя по коммуналке художника-иллюстратора Н.Ф. Лапшина. Так и не получив полноценного системного художественного образования, вскоре знакомится с кругом Арефьева, входит в «Орден нищенствующих живописцев», что кардинально меняет его судьбу.


Пятидесятые годы XX века

Послевоенный Ленинград. Восстановление страны. Правящая элита Советского Союза заинтересована только  в тотальном конформистском, пропагандирующем искусстве. Наглядным примером политики власти встает суд над Бродским 1964 года, когда судья доказывал поэту, что если у него нет образования, то он не поэт. Круг Арефьева образовался раньше этой даты, но ни один из этого круга не входил в Союз Художников, что автоматически выдвигало их за пределы живописи тех времен, которую где-либо можно было выставлять. Это первые нонконформисты,  представители протестной живописи, что неимоверно важно для истории ленинградского искусства.



По воспоминаниям друзей, Васми был немногословен, даже мрачен, отказывался от всякой публичности и шел своим отрешенным путем. Говорить о творчестве такого человека, не обозначая его самобытный уклад жизни, которому он был верен до конца своих дней, невозможно.


Художник работает на картоне или бумаге, темперой, цветными карандашами, сохраняя камерный формат произведений – редко встретишь работы больше полуметра. Причиной этого была скорее невозможность достать полотна большего размера. Неповторимые пластические идиомы, нарочито обобщенные детали, упрощенность и простота форм - в этом угадывается примитивистский подход к видению объекта в сочетании со сдержанным минимализмом при неком даже аскетическом восприятии цвета.



Художник как свидетель повседневной жизни

Часто Васми изображает сцены того, как люди выносят вещи из своих коммуналок или квартир, иронично называя произведения «Выносят» (1959). Прочитав воспоминания друзей, становится ясно, что Васми делает это не случайно, так как и ему самому часто приходится переезжать из одной коммуналки в другую, при этом условия его жизни становились все хуже и хуже. На выставке представлена любительская съемка в знаменитом сквоте на Пушкинской, 10, где также можно увидеть, как прост в своей жизни был художник.


При взгляде на городские пейзажи Петербурга, создается впечатление, что работы были созданы благодаря конкретным впечатлениям, узнаваемым местам. Художник выступает как наблюдатель, свидетель событий городского пространства и бесконечного разнообразия деятельности обычного городского жителя («Городская сцена» 1950-е, «Городской пейзаж» 1960-е). Это все как будто изображено в игрушечной миниатюре с персонажами, напоминающими героев юмористических старых мультфильмов, часто даже не раскрашенных и изображенных только линиями. Часто можно увидеть пейзажи рабочих территорий заводов. Стоит упомянуть, что Васми был мастеровым, переменил много профессий связанных с работой на заводах. Художник изображал брошенные рынки, даже кладбища, присутствует огромная серия корабельных сцен, которую он создал уже в конце своего творчества («Корабли на Неве» 1990).



Пейзаж, портрет, натюрморт

Работая в простых, классических жанрах, Васми в своих работах не придерживался определенного направления. Можно заметить черты формизма - усиленная выразительность цветовых контрастов и огрубление линий, форм. Но в то же время, присутствуют и черты реализма – одного из главных направлений творчества круга Александра Арефьева. Необычность ракурсов, грубые мазки на лицах героев портретов связывают с конструктивизмом и экспрессионизмом. Кажется, что угадываешь множество полотен таких художников, как Пикассо, мастеров французской живописи ХХ века, например, Альбера Марке.


Отдельно стоит сказать о серии портретов и автопортретов. Написанные грубыми мазками, они отображают пластическую фантазию по поводу человеческого лица. Портреты, в общем, лишены какой-либо вычурной индивидуальности, в них также угадывается та обобщенность, свойственная пейзажам и интерьерам Васми. Портреты лиц и тел напоминают наскальную живопись. Как и его примеры изображения женского тела, все это приобретает свою эмблематичность. Лица непроницательны, освобождены от чувственной данности, но все же в мягкости линий присутствует нежность.



Несомненно, в своих работах, Васми - летописец Ленинграда тех лет. Мало кто изображал Ленинград таким, представляя и обрисовывая этот город в нескованной идеологическими рамками манере,  в своем отрешенном видении, отображая ту скрытность и замкнутость, которые были свойственны характеру Васми.


Текст:
Екатерина Гусева
Фото:
Екатерина Танькова