Государственный Эрмитаж и Бэкон | Бинокль

Государственный Эрмитаж и Бэкон

03 февраля13:49
257

В Главном Штабе Эрмитажа до 8-го марта идёт выставка, посвящённая творчеству британского художника Фрэнсиса Бэкона, одного из крупнейших мастеров ХХ века. На выставке представлены 13 работ из собрания Центра Изобразительных Искусств Сейнсбери. Кураторы выставки – доктор Тьерри Морель, Великобритания, и Елизавета Ренне, старший научный сотрудник Отдела истории изобразительного искусств Государственного Эрмитажа.


Выставка носит название "Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого", хотя, судя по содержанию, её следовало бы назвать “Эрмитаж и британский художник” - вопреки ожиданиям, на выставке в куда большей мере представлены шедевры из коллекции Государственного Эрмитажа, нежели творчество Фрэнсиса Бэкона.


Работа кураторов тоталитарна до удушья.

Бэкон неоднократно утверждал в интервью, что своими учителями считает Тициана, Веласкеса и Ван Гога, именно у них он учился живописи. Это подтолкнуло кураторов к следующему приёму: вешать картины ученика и учителя рядом - вот Тициан, вот Бэкон. Вот Рембрандт, вот Бэкон. Сравнивай. Похоже? Смотри - да это же цитата. Понял?


Это способ подачи произведений оставляет ощущение дешёвого ситкома. Как закадровый смех подсказывает недалёкому зрителю, что сейчас звучит смешная, по мнению автора, шутка, точно так же куратор тыкает зрителя носом в собственную интерпретацию творчества британского мастера, не оставляя посетителю выставки  пространства для собственных прочтений.


Во-первых, такая интерпретация обесценивает творчество самого Бэкона. Если сравнивать кого бы то ни было с Ван Гогом, Тицианом и Рембрандтом одновременно, то полотна старых мастеров всегда перевесят.


Во-вторых, этот подход некорректен к зрителю - куратор навязывает свою точку зрения, не оставляя посетителю выставки возможности самому сделать анализ, провести аналогии, по-своему понять творчество. Помимо того способа воприятия творчества, который навязывает куратор, существуют ещё и множество альтернативных трактовок, обладающих не меньшей ценностью.


Представьте, если бы речь сейчас шла о литературном произведении. Наверное, сложно спорить с точкой зрения, что оригинальный авторский текст значительно интереснее потока далеко не однозначных примечаний редактора, занимающих суммарно больше места, чем сам комментируемый текст.


Выставка не ставит каких-то интересных вопросов и не наделяет привычные вещи новыми смыслами - она навязывает ответы уже в тот момент, когда ты ещё и не захотел что-либо спросить.


Да, а что там насчёт самих картин Бэкона? Они хороши. Правда, нужно приглядеться -  Веласкес с Рембрандтом делают их с трудом заметными.

Текст:
Алексей Управителев
Фото: