Странствия Юлдус | Бинокль

Странствия Юлдус

03 июня10:10
257

«Сотворённая жизнь» Юлдус Бахтиозиной — третий персональный проект известного российского фотохудожника и Anna Nova Art Gallery. До этого петербургской публике были представлены серии фотографий «Отчаянные Романтики» и работы по мотивам русских сказок, объединённые под названием «Russ Land». Выставка «Сотворённая жизнь» является логическим продолжением по переосмыслению Юлдус языка художественной фотографии.



Златокудрые, румяные, звонкие красавицы возлежат и восседают на креслах/тронах. Они поправляют волосы, взмахивают руками и почти всегда томно смеются. Их одежда сверкает и переливается. Они играют куском лёгкой, воздушной ткани, превращающейся то в свадебную фату, то в гигантский сияющий алый парус. Рядом с ними непременно вырастают странные, фантастические пейзажи, орнаменты, и всё становится неземным. Всё это  герои невиданных стран Юлдус. Юноши и девицы, сложные, смоделированные костюмы, головные уборы, витиеватые росписи по телу, постановки в духе глэм-поп-карнавала.



Проект включает в себя несколько десятков произведений, среди которых и групповые портреты, и постановочные сценки, и различные натюрморты. Все они созданы при помощи аналоговой камеры. Благодаря особой технике плёночные фотоработы лучше защищены от выцветания, различных внешних факторов. Намеренный отказ Юлдус от цифрового производства подчёркивает магию ручного труда художника, направленного на буквальное прочувствование исходного материала. Каждая фотография оформлена в лайт-бокс или рельефную раму, что сближает снимок с картиной. Тщательно продумана каждая деталь того или иного персонажа. Любая работа узнаваема своей «сделанностью».

Отчасти фотографии Юлдус напоминают кадры из какого-то фильма, но они почти ничего не говорят о его сюжете. В них можно усмотреть некоторую ностальгию по детским воспоминаниям, сказкам, фольклору, картинам старых мастеров. Ролевыми моделями Бахтиозиной являются прерафаэлиты и Синди Шерман. Вслед за Шерман, Юлдус извлекает отдельные кадры из их предполагаемого контекста с целью репрезентации истории отдельно каждого.



Юлдус получила образование в Лондонском университете искусств, Central Saint Martin’s College. Там же, в Европе, она активно выставлялась и работала на съёмках в ведущих фэшн изданиях. Одновременно шли её поиски и эксперименты в области фотографии. Её интересовала линия исследования искусства как такового, вопрос об общепринятых понятиях о «низком» и «высоком» в культуре. Продолжив свой эксперимент по конструированию иной реальности, Юлдус приблизилась к максимальной саморефлексии, когда поиск идентичности способен приводить к тотальной иронии и игре.



Проект «Сотворённая жизнь»  это размышление о смыслах и их возможностях. Смачное «татарское барокко» (термин, используемый самим художником), бессовестный китч, сказочный глянец,  есть не что иное, как стремление автора к сопротивлению всему: идеологиям, традициям, поколениям. Отрицание приводит к возвращению, обращению к кропотливому, трудоёмкому, ремесленному началу. Здесь досконально выстроенный мир фантазий художника, лишённый права на ошибку, обнажает свою иллюзорность. По сути, эта выставка  воплощение идеи обнищания/обнуления систем, идеологем и художественных практик.



Anna Nova. Санкт-Петербург.

17 мая – 17 июня, 2017.
 

Текст:
Анна Якубова
Фото:
Карина Фортус