Чувственные опыты в Новой Голландии | Бинокль

Чувственные опыты в Новой Голландии

03 сентября14:35
257

В субботу, 27 августа вместе с «Новой Голландией», которая заработала после первого этапа реконструкции, открылась выставка «Чувственные опыты» музея современного искусства «Гараж». Экспозиция представлена в одном из временных павильонов на острове.


Куратором выставки стал Андрей Мизиано, объединивший в проекте молодых художников-стипендиатов «Гаража». Правда, есть подозрение, что это и стало основным объединяющим принципом — то есть, первичной стала не кураторская концепция, а простое желание выставить работы. Возможно, именно поэтому концептуальное ядро проекта рассыпается на множество смыслов, расплывается, ускользает, максимально расширяя поле для возможного экспонирования. Подобного распада содержания ожидаешь скорее от больших проектов, охватывающих, например, выставки студентов выпускных курсов или представляющих творчество художников, отобранных для участия в биеннале. В рамках же камерной экспозиции неспособность концепции выдержать смысловое натяжение между работами ставит под вопрос мотивированность кураторского подхода.


Кирилл Макаров. «Воронки в песочницах»


С другой стороны, ускользание кураторского текста противится традиционному пониманию концептуализации. Центральной идеей выставки стало уподобление художественного творчества мистическому акту, погружающему в опыт чувственного и отсылающая к пониманию фигуры автора традицией романтизма. Подобное восприятие противостоит взгляду на искусство как постфилософскую практику, являющуюся основой концептуального метода.


При столкновении с работами, представленными на выставке, кураторский подход оказывается ограничивающим, навязывающим интерпретацию. Любой творческий акт является субъективным схватыванием реальности, тем не менее оставаясь несводимым к нему. В кураторском же тексте улавливается восприятие взаимодействия с произведением как со следом субъективного опыта столкновения автора с реальностью, который зрителем может быть лишь реконструирован. Подобный подход потенциально отказывает пониманию искусства как самостоятельного элемента реальности, содержащего внутри себя множественность смысла.


Центральная работа экспозиции — «Без названия» Евгения Гранильщикова — представляет собой архитектурный объект в миниатюре, выполненный из стекла. Здесь пустота, заполняющая работу, замирает в ожидании рождения нового образа. Вопреки привычному пониманию взгляда как акта обладания, акта присваивания, работа подчеркивает ускользающую его природу. Через утрату открывается пространство формирования нового смысла.


Евгений Гранильщиков. «Без Названия» (в центре)


Подобным образом взаимодействует со зрителем и серия работ Николая Алексеева «Встречи». Внутри этой серии сам акт живописи становится способом взаимодействия с миром, включением вырванных из реальности элементов в свой внутренний опыт. Ускользающая природа субъективного переживания наиболее ярко проявляется в формальной составляющей серии. Исключенный из цепи событий визуальный образ вопрошает собственную очевидность. Неоднозначность, содержащаяся в форме работ, образует раскол между изображенным и увиденным. Попытка свести серию работ к субъективному, мистическому, авторскому видению, таким образом, оказывается невероятным сужением поля смыслов, изначально присущих произведениям художника.

Николай Алексеев. «Встречи»


Описанные выше проекты непосредственно пребывают в пространстве чувственного опыта, отсылающего к психической реальности субъекта, не ограничиваясь при этом сакрализацией акта творчества. Основной же массив работ, представленных в экспозиции, затрагивает проблематику, присущую любому творческому акту, лишь опосредованно.


Мультимедийная инсталляция Анастасии Кузьминой выдвигает на передний план размышление об отстраненной природе человеческого существования в постгуманистическом обществе, акцентируя тревогу и беспокойство субъекта эпохи пост-интернета. Серия работ Кирилла Макарова ставит вопрос о природе живописи, предлагая возможные пути существования классической художественной дисциплины.


Анастасия Кузьмина. «Поисковик Малик» (фрагмент видео)


Сколь угодно малое количество работ в таком камерном пространстве составляют диалог, но только при условии верной аранжировки. Попытка «определить место художника в современном мире через призму личного опыта и внутренних переживаний» в «Новой Голландии» оказывает медвежью услугу самим художникам. Куратор представляет их как творцов, лишенных какой бы то ни было идентичности. Художник преподносится как машина по воспроизводству «чувственного», которое лишает произведения всякой присущей смысловой нагрузки, показывая лишь атрибуты прекрасного и возвышенного. Не взирая на эстетические различия, кураторская концепция ставит во главу «сделанность художником».


Возможно, наиболее интересно и полно концепция выставки раскрывается через решение представить её в небольшом стеклянном павильоне, расположенном в центре острова, претендующего на статус главной «досуговой» площадки города. Художник и его чувственный опыт оказываются одновременно обособленными и открытыми на всеобщее обозрение, окруженными равнодушной повседневностью, при этом становясь объектом пристального разглядывания. Метонимически вторя романтической традиции, выставка подразумевает разговор о конфликте персонального, чувственного, и общественного, чему вполне отвечает вуаеристское удовольствие подсмотреть экспозицию через стеклянную стену.


Текст:
Христина Отс
Фото:
Евгения Артёмова; пресс-служба Новой Голландии