В твоих мыслях | Бинокль

В твоих мыслях

31 октября17:03
257

Если бы все, что существует в нашем воображении, могло приобретать реальную форму, мы бы, наверное, были осторожны со своей фантазией. Как избавиться от теней прошлого? Как найти в себе силы исправить свои ошибки? Обо всём этом рассказывает «сюрреалистическая» картина Валерии Гай Германики.

17 октября на экраны вышел фильм «Мысленный волк». Он успел произвести впечатление психологического кино, способного пробудить «ото сна» и заставить задуматься над многими важными вопросами. Основная сюжетная линия — отношения матери и дочери. Между ними нет тепла, любви. В общем, антитеза семейной идиллии. Однако им приходиться сплотиться и найти взаимопонимание после того, как выдуманная матерью история о волке-людоеде вдруг становится реальностью.

Мрачные картины леса создают напряженную обстановку в самом начале фильма. Сначала это настораживает, потом начинает надоедать, и только в самом конце — пугает. Параллельно с этими кадрами появляются героини, разговаривающие о жизни, проблемах бытовых и своих собственных. Дочь приезжает к матери в хутор Небылое. Та живет в старом и ветхом доме. Уровень недопонимания между ними начинает только возрастать, перерастая в настоящий конфликт интересов.

В основе картины — размышления Германики о страхе как о главном чувстве, управляющем человеком. Можно ли контролировать его? Этот вопрос так или иначе связан с антагонистом фильма — неким оборотнем. Это отсылает к православию, египетской мифологии. Валерия же описывает волка так:

«Мысленный волк — это достаточно устойчивый символ в христианстве… это сам образ мыслей, который допускает появление страха».

Само название «Мысленный волк» является цитатой из молитвы Иоанна Златоуста, что снова служит отсылкой к христианской вере. Режиссёр ассоциирует путь героинь на хутор с жизненным путем человека, который также полон преград и опасностей. Зверь же — это «сильный кинематографичный образ», помогающий героям раскрыться с разных сторон. Они задаются вопросом, существует ли волк на самом деле? И вокруг этих размышлений — реален ли этот образ или то лишь плод разыгравшегося воображения, метафизичен он или нет — строится весь фильм.

В концепте творчества режиссёра фильм приобретает сильную метафорическую основу. Режиссер, как и большинство кинокритиков, называет картину «странной», но эта странность не поверхностная. Она наполнена глубоким смыслом, который может понять только начитанный и подготовленный человек. Именно поэтому Валерия называет картину скорее «Арт-проектом» элитарной культуры, совершенно противоположным тем фильмам, которые она снимала ранее.

Отдельно стоит упомянуть и цветовую гамму — в основном это синие, чёрные, серые цвета. Они не только создают устрашающую атмосферу, но и погружают зрителя в постапокалиптический мир, наполненный страхом, болью, страданием. Иногда эти картины оказывают правильный эффект, иногда выглядят слишком пессимистичными. Впрочем, фильм Германики трудно назвать хоть в чём-либо однозначным.

Текст:
Валентина Ридель
Фото:
Официальные источники