Какую маску надеть сегодня? | Бинокль

Какую маску надеть сегодня?

04 апреля16:06
257
До 10 апреля в творческом кластере «АртМуза» идёт дебютная выставка молодого петербургского художника Романа Богданова -Fake.

Экспозиция представляет собой инсталляцию из одиннадцати арт-объектов. В небольшом зале зрителю открывается некое сюрреалистическое видение — в квадрате, заполненном желтым песком, стоят белые минималистичные постаменты; над ними, словно парящие в воздухе, полупрозрачные, полусуществующие лица.


Каждая маска наводит на мысль о каком-либо человеческом пороке. Помимо канонических и традиционных страстей, таких как богатство или слава, большую часть занимают аллегории на современные явления, ставшие актуальными сегодня. Уже не раз поднимающаяся тема социальных сетей, наркотиков, алкоголя, предстает здесь в новом оригинальном ракурсе.

Продолжая мысль о сюрреалистическом видении, хочется сравнить инсталляцию с небесной лабораторией некого сверхсущества, изучающего и препарирующего человеческие души. Меж постаментов есть деревянный настил, по которому можно попасть вглубь инсталляции, в мир другого, иллюзорного, пространства, будто оказываясь в картине Дали или Магритта. Также этот «мост» приводит зрителя к центральной и отличающейся от других, маске. Разбитое гипсовое лицо, являясь метафорой деструкции личности, утраты духовной составляющей, словно служит немым укором и предостережением человеку.


В своей продуманности и иллюстративности художник балансирует на той тонкой грани, что отделяет искусство от дизайна, но, кажется, всё же удерживает равновесие.

Роман Богданов родился на Урале, в настоящее время живет и работает в Петербурге. В сферу его деятельности входит инсталляция, графика, разработка дизайна арт-пространств. В своем отношении к искусству художник очень искренен, и это становится понятно уже из его авторского предисловия к экспозиции в «АртМузе», где он отказывается от сложного изложения концепции, напрямую обращаясь к каждому зрителю и дружелюбно предлагая ему составить собственное впечатление. Это ощущение искренности еще больше подкрепляется благодаря личному общению:

«Изобразительное искусство, главным образом, должно восприниматься через визуальные образы, воздействуя на эмоциональном и интеллектуальном уровнях. Возможны варианты взаимодействия с другими видами, но не должна происходить подмена понятий, в итоге ведущая к запутыванию зрителя. В этом случае более показательна музыка. Ведь когда мы её слушаем, она, грубо говоря, цепляет нас или нет. Совершенно нет необходимости в пояснительном тексте. И каждому своё. Дешёвый растворимый кофе обычно плохо растворяется».


По словам художника, изначально экспозиция задумывалась как первая часть трилогии в исследовании человеческой натуры. Так что можно воспринимать это вводной частью общей фабулы, а продолжение автор обещает представить на суд зрителей уже этой осенью.

Текст:
Марина Тоска
Фото:
Виктория Нечаева