В поисках света | Бинокль

В поисках света

05 марта00:38
257

До 16 апреля в галерее Марины Гисич работает выставка Виталия Пушницкого «Ожидание», признанного лидера петербургского искусства, одного из ведущих художников России и не только.


Пушницкий - художник с обособленным индивидуальным видением, за долгие годы творчества он не застрял в рамках одного стиля и техники, а наоборот, постоянно раздвигает границы путем новых экспериментов, включающих в себя живопись, графику, видеоинсталляции и арт-объекты. Но именно живописи мастер приписывает наибольший уровень честности и сложности в искусстве.



Поверхность полотен — поле битвы мастера с материалом, наглядный процесс подчинения объектов предметного мира верховной силе мысли художника. Фактура, рожденная такой работой с холстом и краской, наполняет пространство картины кислородом, давая ей жизнь. Обрывки бумаги, рваные мазки полусухой кисти, проглядывающие фрагменты нетронутого холста, «неприглаженность» изображенных объектов странным образом вводит зрителя в состояние почти медитативного созерцания, но не отстраненного, а проникновенного, погруженного сознания.


Среди живописных серий ярким цветом изредка загорается лишь летнее небо; земному же, нижнему миру художник задает практически монохромное звучание. Свет — небесный, дневной или искусственный — от работы к работе остается одним из самых важных исследуемых элементов в творчестве Пушницкого. Природа этого явления и его воздействие на визуальное и чувственное восприятие занимают и волнуют художника, благодаря чему его живопись создает свою внутреннюю атмосферу, в которую хочется проникнуть, в которой хочется жить и дышать.



На выставке собраны живописные полотна из нескольких серий, с первого взгляда не объединённых единой темой. Здесь начинает работать удачно выбранное название выставки. Ключевое слово «ожидание» великолепно подходит если не всем, то большинству работ Пушницкого.


Тем не менее, выставка получилась несколько разнородной. Во время осмотра экспозиции нарастает ощущение душевного дискомфорта, будто раз за разом тебя выдергивают из этого состояния «ожидания». Смешанные чувства мешают единому и ясному понимаю выставки; вместо этого в голове остается множество вспышек, перебивающих друг друга.



Отношение художника к выставке как к подведению творческих итогов не исключает и такого подбора произведений, но для выставки-ретроспективы она слишком мала, и буквально обрывается на внутренне ощущаемой середине.


Нельзя обвинить автора в очень широком разбросе тем серий — непрекращающиеся эксперименты и поиск новых путей высказывания заслуживает большого уважения. Пушницкого не волнует потеря сложившегося имиджа или наработанной известности, страх перед новым и неизвестным также не останавливает его творческую мысль. Таким образом, каждая серия Пушницкого может быть открытием даже для поклонников художника.



Но проект выставки «Ожидание» оставляет недоумение и непонимание: для кого выстраивали экспозицию? Поклонники творчества это уже видели, а новым людям будто непредумышленно закрыли вход в искусство Пушницкого. В этом ключе гораздо лучше работает картина «Студия. Ожидание», которая экспонируется в Русском музее. Даже в зале, наполненном произведениями других авторов, картина впускает в себя и позволяет полностью погрузиться в состояние созерцания, вызывая желание узнать и увидеть больше картин художника.


Творчество Пушницкого — удивительно серьезное для актуального искусства. Философия автора и его исследования двойственности мира явлений — вот что может служить здесь объединяющим фактором и спасти рассыпающееся представление о выставке и даже о жизни.


Текст:
Марина Тоска
Фото:
Екатерина Танькова