Хаос — часть поиска | Бинокль

Хаос — часть поиска

06 декабря20:51
257

Музее нонконформистского искусства с 31 октября по 6 декабря проходила выставка Боба Кошелохова — звезды советского андеграундного искусства. Но чем же он заслужил звание живой легенды, одного из главных героев ленинградского андеграунда?

Боб Кошелохов — главный представитель ленинградского и петербургского «неофициального» искусства. Он начал заниматься живописью под влиянием художника Валерия Клеверова, когда ему было уже 32 года. До этого же пробовал себя в разных профессиях, не связанных с искусством.

— Заниматься искусством изобразительным я стал случайно. До 32 лет я занимался всякой чушью: был электриком, грузчиком, санитаром, художником по свету… Эта работа была не интересна для меня. (Отрывок из интервью для сборника «Параллелошар», 2007 год)

Сначала Кошелохов просто продавал работы Клеверова. Однажды Валерий сказал Бобу: «Ты художник», и тот в это искренне поверил. Но Клеверов запретил Кошелохову писать красками. В результате ученик начал создавать «концепты». Это были композиции из найденных на помойке вещей. Одну из этих композиций, прикреплённую к ночному горшку больничную утку, Кошелохов создал в 1976 году. Произведение называлось «Восклицание». Однако вскоре художник ушёл в живопись.

— Я ослушался Валерия, нарушил его установку не рисовать краской. Когда он увидел мои живописные работы, он сказал, «бросай «концепты», занимайся живописью». (Отрывок из интервью на сайте арт-центра «Пушкинская-10», 2018 год)

Не имея мастерской, Боб работал, где придётся: на чердаке, на лестничной площадке, в жилой комнате. Подрамниками служили рамы от кроватей или диванов, найденные на помойках, а роль холстов выполняли старые ковры.

В 1976 году Кошелохов основал знаменитое объединение «Летопись». Среди участников были такие большие художники, как Тимур Новиков и Елена Фигурина. Своей творческой концепцией Кошелохов избирает «всёчество». Все стили пригодны для выражения, искусство существует вне времени и пространства — вот главные идеи этого направления. Кошелохов хотел соединить экспрессионизм, фовизм и дадаизм в единое целое.

Также Боб Кошелохов становился участником выставок Товарищества экспериментального изобразительного искусства (ТЭИИ), объединившего ленинградских «неофициальных» художников. Целью организации было преодоление кризиса, произошедшего из-за разделения искусства на «официальное» и «неофициальное». Действовало это объединение с 1981 по 1988 год. За это время оно оказало большое влияние на общекультурную ситуацию не только Ленинграда, но и СССР. Участники товарищества добились своей цели — признания, права называться художниками и иметь мастерские.

Картины Кошелохова впечатляют не только своей самобытностью, но и размером. В 2002 году была представлена серия картин и рисунков «Two Highways/Два большака», размер которой составляет 500 метров в длину и 10 метров в высоту. В этой работе к живописи присоединилась компьютерная графика.

Творчество Боба сравнивали с наивным искусством, с граффити. Его работы очень узнаваемы и цельны, тяготеют к абстрактным формам. Яркие цвета сочетаются с плотными линиями, создают движение и погружают зрителя в этот мир. Картины невероятным образом соединяют в себе по-детски наивный взгляд на жизнь и глубокое понимание процессов мироздания.

На выставке в двух небольших залах представлено более двадцати работ Кошелохова, но всего лишь несколько из них имеют название. Рядом с остальными просто указан год. Смачные мазки масла, яркие контрастные цвета, чёрная-белая обводка — характерные признаки живописи Боба. Картины различны по размерам: от небольших до триптихов во всю стену.

Абстрактные формы, простые силуэты —  ярко передано эмоциональное состояние. Переходя от картины к картине, испытываешь большой спектр чувств — страх, тревога, грусть, радость, одиночество. Людей в выставочном зале почти нет, остаёшься один со своими мыслями и работами художника. В его мире.



Текст:
Полина Хохлова
Фото:
Полина Хохлова