Биеннале "Манифеста 10" пройдёт летом в Петербурге | Бинокль

Биеннале "Манифеста 10" пройдёт летом в Петербурге

18 апреля00:50
257

К радостному предчувствию и уверенности в том, что главным событием лета для Петербурга станет биеннале "Манифеста", примешивается неуверенность в том, что Петербургу об этом известно. Сегодня, когда ожесточенные споры вокруг неё чуть поутихли, мы решили напомнить, для чего стоит ждать лето.

Известие о том, что местом проведения юбилейной десятой "Манифесты" выбран Петербург, было воспринято с радостью и, стоит признаться, с удивлением. Еще свежи были воспоминания о волне прокатившейся по стране борьбы с гей-пропагандой, зародившейся в самом европейском городе: мировая пресса высказывалась о Петербурге весьма нелестно, впрочем, и отечественные СМИ не отставали. Оскандалившись и заполучив столь неприятную для всякого желающего считаться европейским города, Петербург никаких надежд на приятные для арт-сообщества новости не подавал. Как оказалось, зря. "Манифеста" проявила смелость и решила прийти в Россию.

Количество мега-выставок в мире современного искусства множится не по дням, а по часам, и, кажется, уже зашкаливает. Несмотря на критику, которой беспрестанно подвергается биеннальное движение, сегодня именно они определяют актуальную картину. Всякий интересующийся знает: биеннале в Венеции – самая старая, Документа в Касселе – самая дорогая, да и не биеннале вовсе, потому что проходит она не каждые два года, а раз в пять лет. И у нас есть свои достижения по биеннальной части: в Москве и Екатеринбурге. В Петербурге тоже хотели, но как-то не вышло.

Биеннале "Манифеста" сегодня является одним из важнейших событий в мире современного искусства. Состоявшаяся впервые в 1996 году в благополучном Роттердаме, "Манифеста" позиционировала и позиционирует себя как новая биеннале для новой Европы, Европы после падения Берлинской стены. Основным отличием этого проекта от бесчисленных собратьев стала его мобильность: у "Манифесты" нет постоянного дома, каждый следующий проект проходит в новом месте. С этим сопряжено множество сложностей: у проекта нет постоянной команды, каждый раз его делают новые люди и по законам принимающего государства. Впрочем, раньше "Манифеста" за пределы Евросоюза не выезжала: местами размещения становились Люксембург, Любляна, Франкфурт-на-Майне, Сан-Себастьян, Трентино и Южный Тироль, Мурсия и Генк. В 2006 году "Манифеста" планировала приземлиться в Никосии, но на Кипре что-то не задалось: утопическая кураторская идея объединить разделенную на турецкую и греческую части столицу не нашла поддержки властей, выставка была отменена. Отсюда следует еще одна особенность: большая часть средств на проведение биеннале выделяется из городского бюджета.

Отважившись на пересечение единой европейской границы, "Манифеста", с одной стороны, следует своим заветам: идти в места, где «европейскость» осознается как проблема. "Манифеста" действительно всегда стремилась выбирать места проблемные в социальном и политическом аспекте, но прежде востоком для нее куда удобнее и спокойнее было считать Любляну. В Петербург выставку пригласил Эрмитаж, а город горячо поддержал, пообещав выделить из своего бюджета необходимые средства. Средства в Европе не проблема: основной приманкой стал, конечно, не финансовый аспект.

Отмечающий в этом году 250-летие, Эрмитаж, совсем недавно открыл после реконструкции здание Главного штаба. В музее решили, что освящать его следует одним из главных событий в мире современного искусства, и вектор развития, задаваемый таким решением, дает повод надеяться на интересное будущее. Совпавшие круглые даты ("Манифеста" в Петербурге – десятая) привели к удивительному союзу биеннале и музея, который прежде если и бывал, то по масштабу музеи были с Эрмитажем несравнимы.

Для "Манифесты 10" был выбран один из легендарных кураторов поколения создателей этой профессии Каспер Кениг, предложивший тему наследия в контексте современности. На пресс-конференциях звучали приятные уху и сердцу имена Луиз Буржуа, Марии Лассниг и даже Пиранези. Критика, впрочем, тоже раздавалась: опасались, что в окончательном списке будет слишком мало русских художников, изначально были заявлены лишь Тимур Новиков, Владислав Мамышев-Монро и Павел Пепперштейн, что вызвало негодование арт-сообщества, ведь двое из них и вовсе уже умерли, высказывались мнения, что подготовка недостаточно открыта, что "Манифеста" рискует стать событием для узкого профессионального круга.

Критика критикой, но в связи с последними событиями обстановка вокруг "Манифесты" накалялась вместе с политической ситуацией. Группа европейских художников призывала бойкотировать выставку, финансируемую российским государством, если быть точными – из средств городского бюджета Петербурга. Мария Алёхина, участница Pussy Riot,призвала перенести выставку в Украину, после чего начали раздаваться голоса, высказывавшие менее радикальные идеи: "Манифесту" не переносить, но отдать основную площадку, а стало быть - Главный штаб - украинским художникам.

Сегодня ситуация выглядит более менее стабилизировавшейся: "Манифеста 10" надеется открыться в конце июня, объявлен список художников, русских, правда, немного: Елена Ковылина, Илья Орлов, Наталья Краевская, Владислав Мамышев-Монро, Тимур Новиков и  Павел Пепперштейн, параллельная программа, возглавленная Йоанной Варша, бывшей сокуратором крайне политизированной Берлинской биеннале, обещает ответить на актуальные вызовы, организаторы уверяют, что образовательная программа будет масштабной и сумеет рассказать городу о современном искусстве.

Текст:
Сабина Миналто
Фото:
с официального сайта события