Человек с удочкой, который стоит на границе | Бинокль

Человек с удочкой, который стоит на границе

07 мая11:52
257


В рамках норвежского кинофестиваля Film from the North, который прошел 25-26 апреля в киноцентре "Родина", мы побеседовали с режиссером Александром Олай Корснесом.


Программу составили шесть короткометражных фильмов, отобранных Международным фестивалем в Тромсё. Александр - режиссер одного из них, "На границе".


Фильм:

1985: На реке, разделяющей границы СССР и Норвегии, Бьорнар пытается поймать огромного лосося. То, что начиналось как приключенческая история о рыбалке, превращается в картину «холодной войны», совершенно невероятную, чтобы быть правдой, но достаточно правдивую для мира персонажей фильма.


Вы родом из норвежского города Киркенес на границе с Россией. Что послужило основой для темы фильма: воспоминания, впечатления, или конфликт систем и отношений в приграничном регионе является продуктом авторского вымысла?

На самом деле, это история о признании. Это о людях, которые потеряли способность общаться, поэтому вместо разгоров с друзьями о своих проблемах Бьорнар хочет добиться признания – поймав крупную рыбу. И я очарован этим международным способом его получения. Оттуда, где я вырос – рядом с границей – у меня остались самые яркие воспоминания: рыбалка на реке. И в моем воображении постоянно возникала эта картина: как это будет, если пересечь охраняемую границу? Ведь она искусственна, создана руками человека. На самом деле, это просто река, и люди по другую ее сторону казались мне такими же людьми.


Ваш фильм затрагивает тему международных отношений. Он имеет отношение к политике?

На самом деле, это лишь фантазия, которую я попытался показать на экране. Времена холодной войны прошли, с того времени у нас замечательные отношения с Россией в северной части Норвегии. Отношения идут своим чередом, и это не главное, что я хотел подчеркнуть. Я не вижу этот фильм политическим, он о человеке и том, что в нем.


Расскажите о своей личной трактовке образов, задействованных в картине. Что значит эта рыба, за которую так отчаянно борется главный герой?

Рыба – это символ возвращения мужественности. К тому же, через него можно передать путь достижения совершенства, доведенного до логичного завершения дела. Этот образ близок мне: первая рыба, которую я поймал, была из этой реки. Мне было шесть лет и я был очень воодушевлен.



Вы выступили в создании картины как режиссер и как сценарист. Возможно ли понять Вашу личность через снятый фильм?

Возможно. Собственно, этот фильм – воплощение моей мечты. Человек с удочкой, который стоит на границе – это я.


Все фильмы на фестивале объединены особым способом передачи природы в кадре. Это черта людей с Севера – выделение пейзажных мотивов?

Мы действительно склонны идти к природе, там хотим найти себя. Наши пейзажи очень драматичны: горы, фьорды, моря с огромной силой природы, заключенной в них. Это часть нас, которую хочется показывать.


И вообще, что именно, какой посыл можно передать зрителю через картинку пейзажа на экране?

Эта сила природы способна дать полное переосмысление наших жизней, так, что мелкие проблемы начинают смотреться неуместными, терять свое значение в сравнении с величественной природой. После того, как ты ощутил это, затем ты возвращаешься назад к своей обыденной жизни с уже совсем другим взглядом на жизнь, принимаешь ее проще.


Скандинавское кино становится все более популярным в России. Вы можете объяснить, чем это обусловлено?

Я думаю, главный феномен фильмов – это хорошие истории. Некоторые фильмы из стран Скандинавии, которые получили широкую известность, получили название Nordic Noir, и были адаптации действительно хорошо написанных книг. К тому же наши фильмы захватывают: например, «Dead Snow», фильм поджанра сплэттер(фильмы ужасов, в которых акцент поставлен на намеренную демонстрацию крови и человеческих внутренностей – прим. автора). Этот фильм был на «Сандэнсе»(американский фестиваль независимого кино – прим. автора), и там я увидел интерес к норвежским фильмам – некоторые из них были жанра крайм-фикшн, сплэттер-фильмы, еще у нас есть социально-реалистичные драмы. Так что, мы имеем дело с широким спектром фильмов, выходящих из стран Северной Европы прямо сейчас.


После интервью Александр Олай выразил свое восхищение количеством зрителей, заинтересованных в норвежском кинематографе.«So thank you St. Petersburg!»

Текст:
Виктория Бутакова
Фото:
Виктория Бутакова