Весь парк — театр, а люди в нём — модели | Бинокль

Весь парк — театр, а люди в нём — модели

08 июля02:46
257

«Уважаемые гости, прозвучал третий звонок. До начала нашего представления осталось 5 минут. Просим занять места».

Царское село. Под палящим солнцем собираются последние гости, мимо бродят экскурсионные группы туристов, а артисты уже выглядывают из дворца. 23 июня 2019 года проект «Ассоциации» проходит в 11 раз. Театрализованное дефиле назвали «Царская ложа», ведь 2019 объявлен в России Годом Театра. Петербургские дизайнеры подготовили свои коллекции на заданную тему и уже готовы представить их зрителям.

Впервые за историю проекта дефиле проходит не вечером, а днём, и уже в 13:00 во Фрейлинском садике Татьяна Парфёнова представляет свою коллекцию, посвящённую чеховским пьесам. «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишнёвый сад» открыли новую эпоху в мировой драматургии, заложили основы «новой драмы». Команда дизайнера прочитала чеховские пьесы с точки зрения моды.

Первым в сад с цветущими пионами и розами выходит дядя Ваня, в руке у него гитара. С ним маленький мальчик. Дядя Ваня начинает тихо играть, а мальчик читает монолог Сони из пьесы: «Ты не знал в своей жизни радостей, но погоди, дядя Ваня, погоди… Мы отдохнем...». Затем под громкую музыку в сад врываются артисты в одежде с принтами из коллекции Парфёновой «Орфизм». Большая площадь сада позволяет артистам бегать, ложиться на траву, танцевать. Звучат и чередуются между собой строчки из четырёх пьес Чехова. Можно потеряться: то говорит Соня, то сёстры Маша, Ольга и Ирина, то Лопахин. Артисты сменяют друг друга, бегают по траве, затем уходят из сада. Вновь звучит гитара Дяди Вани, он допивает вино и уходит, держа за руку мальчика.

Одновременно с представлением во Фрейлинском садике возле павильона «Эрмитаж» свою коллекцию Memento Moda представляет Стас Лопаткин. На создание театрального занавеса для дефиле дизайнера вдохновили Рубенс и Гойя. Коллекция наполнена разными символами. Первым на импровизированный подиум выходит Пьеро, на щеке у него нарисована слеза, которую можно будет заметить и у других моделей. Платья, выполненные в готическом стиле, украшены вышивками разных птиц — петухов, фламинго, цаплей. На подоле кринолина одной модели и на свитшоте другой красуется название коллекции. После общей проходки моделей под музыку из «Матрицы» на подиум выходит сам дизайнер и благодарит гостей за аплодисменты.

Вновь звучит музыка, оповещающая гостей об окончании «антракта». На лестнице у Камероновой галереи начинается представление Лилии Киселенко. Коллекция создана по мотивам басен Эзопа, Лафонтена, Крылова, Ломоносова и Сумарокова. Артисты в чёрно-белых костюмах и с масками на затылках спускаются по крутой лестнице под динамичную музыку. Они гармонично вписываются в пейзаж с портиком и колоннами и представляют античные сценки, цитируя знаменитые басни на французском и русском языке. Гармоничный и динамичный спектакль Лилии Киселенко заканчивается бурными овациями.

Пока у Камероновой галереи одни зрители погружаются в аллегорические смыслы классических басен, другие вновь возвращаются к пьесам Чехова, но уже в интерпретации дизайнера Леонида Алексеева. Если у Парфёновой одежда была авангардной, то Алексеев одел своих моделей в точности как героев чеховских пьес. Платья с кружевами, шляпки с ленточками, пышные юбки, большие банты, свободные мужские костюмы и пиджаки с принтом из старых фотографий — всё это погружает зрителя в настоящий чеховский спектакль. Артисты общаются друг с другом, танцуют, веселятся, спорят. Кажется, что музыка сейчас действительно остановится, и прозвучит диалог Раневской и Гаева. Кстати, к выбору музыкального сопровождения дизайнер подошёл не менее серьёзно и пригласил оркестр джазовых саксофонов аккомпанировать его постановочной свадьбе. В самом деле, театрализированное дефиле похоже на необычное свадебное торжество, что привлекало внимание проходящих мимо туристов. Здесь и невеста в белом платье, и жених, и ярко одетые гости. Зрители, наблюдая за спектаклем Леонида Алексеева, много улыбаются и смеются, но забавные танцы вскоре заканчиваются, оркестр кланяется, а молодожёны с гостями уходят праздновать дальше.

Наконец, у Зеркальных прудов Янис Чамалиди представляет на суд зрителей свою коллекцию Dividuum. Провокационный взгляд на моду и на современного человека отличает его дефиле. Модели Чамалиди взмыли в небо — они дефилируют на трёхметровом подиуме на фоне Екатерининского дворца. Дизайнер отказывается от привычных форм и цветов в одежде, отдавая предпочтение асимметрии и преимущественно чёрному цвету. Модели в однотонных топах, платьях и брюках, порой полуголые, с рюкзаками и сумками на плечах, с пирсингами и татуировками под энергичную, резкую музыку представляют зрителю «людей будущего». В дефиле Яниса Чамалиди гости могли и не найти отсылки к театру, лишь пара цитат прозвучала на фоне громкой музыки.

Именно здесь, на площадке у Зеркальных прудов, проходит и финальное общее дефиле. В 19:00 модели в последний раз демонстрируют коллекции дизайнеров в лучах закатного солнца. Здесь зрители видят и постановщика, известного фэшн-режиссера, Сергея Луковского.

Главное модное событие лета в Петербурге продолжалось почти семь часов, а Екатерининский парк в это время посетили более 13 тысяч человек. Также в этом году впервые за всю историю «Ассоциаций» накануне показа прошли лекции о моде. В павильоне «Вечерний зал» Екатерининского парка цикл лекций об истории моды читал дизайнер и театральный художник Владимир Бухинник.

Каждый год, начиная с 2009, известные петербургские дизайнеры вдохновляются Царским Селом, импровизируют на заданную тему и создают свои работы. В музее-заповеднике уже были представлены коллекции: «Война и мир», «Барокко», «Игра в античность», «Англомания», «Посольские дары: страны и стили», «Готика: новые смыслы», «Власть красоты. Императорская мода».

«Это событие касается не только мира моды, но и истории Царского Села и российской культуры. «Тысячи людей приходят посмотреть спектакль», — отмечает директор музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова.

Текст:
Ника Стахмич
Фото:
Ника Стахмич