Ищейка слов | Бинокль

Ищейка слов

07 ноября22:44
257

В конце июля группа «Ищейка» выпустила альбом и решила не мудрить с названием. «Ищейкой» и назвала. А в альбоме действительно есть что поискать  разборчивый текст, хотя бы намёк на разные музыкальные партии, не единый музыкальный скелет для всех песен. Или...можно обойтись и без этого?

27 июля «Ищейка» заливает в сети новый альбом. И повезёт, если слушатель включит его, занимаясь каким-то делом и оставив эту музыку где-то на фоне, не пытаясь понять её и проанализировать. Но не так повезёт людям, которые отложат все свои дела, включат «Ищейку» и будут внимательно слушать. Эта музыка работает на первый тип аудитории: она очаровывает своим звучанием с уместными и ненавязчивыми гитарными рифами и ритм-секцией, которые, может, и не претендуют на оригинальность и не стремятся поразить слушателя, зато у них получается погрузить его в практически медитативное состояние, в котором очень приятно находиться.

Первый трек Moonlight chill очень приятен слуху. Он как бы заявляет тональность всего альбома  мол, мы не собираемся грузить вас нашими сложными партиями и умно написанными стихами, просто расслабьтесь. «Окей»,  думает зритель и не вслушивается в текст, слова проходят абсолютно мимо. Хорошо, что слов этих совсем немного, иначе пришлось бы всё-таки напрячься, чтобы разобрать текст. А так  трек лениво слушается, мы замечаем, как хорошо музыканты нашли звуки, приятные слуху аудитории. А ещё живо вспоминается своё лето, которое, может быть, тоже было немного ленивым, а от того тональность трека очень близка и понятна.

Начало трека «Сон» очень уж похоже на вступление «Moonlight chill». Но в отличии от последнего здесь уже хочется вникнуть в текст, ведь была чётко слышна первая строчка: «Я не знаю, как мне спать». Хочется разобраться, что тревожит и гложет исполнителя, но ему, очевидно, всё равно, желает ли слушатель понять его слова, потому что они становятся едва различимы из-за музыки. И она начинает говорить лучше текста: появляется очень уместное ускорение мелодии (а как иначе, если тревожно и нервно от того, что не спится?). Из-за этого ускорения напряжённее начинают звучать слова, которые уже были спеты. Автор повторяется, но нарочно. Он играет со слушателем, мол, погляди, как по-разному может звучать один и тот же текст, а ведь я только лишь темп поменял! Ближе к концу трека энергии добавляют ещё и то появляющиеся, то резко затухающие барабаны.

Третья композиция «Не считается» от предыдущих двух отличается появившимся во вступлении миноре, и его появление, конечно, сразу же схватывает внимание слушателя, а строчка: «Каково возвращаться туда, где не ждут?» этот минор полностью оправдывает. Ухо начинает внимательнее слушать партии. Становится понятно, что Ищейка работает с ними как с пазлами  умело компонует их в единую картинку, тогда как по одному они абсолютно не смотрятся. Но случайно одним из пазлов становится текст песни. Теперь, напрягая слух, удаётся расслышать строчку: «Я неправильный. Зачем я слушаю все ваши правила?». Понимаешь, что без текста и впрямь было лучше.

Флажолеты, которые появляются во вступлении «Мне плохо на этой планете» хорошо вписываются в самую лиричную композицию альбома. Кажется, в эту песню группа решила вложить все музыкальные приёмы, которые вспомнила. От того она и запоминается лучше остальных, разительно отличаясь от предыдущих: тут тебе и замечательное двухголосие, которое добавляет в уже привычно повторяющийся текст полноту и пронзительность, тут тебе и прекрасные гитарные партии. И, пожалуй, впервые крайне уместная скупость слов  из-за их практически полного отсутствия можно спокойно думать и вспоминать какое-то своё тепло жизни, не отвлекаясь на сложные метафоры и аллегории.

Вступление у «Красить волосы» можно подставить практически ко всем трекам альбома и никто ничего не заметит. И уже хочется поругать группу за это, как вдруг появляется текст. Он впервые за весь альбом спасает песню уже известным приёмом резкой смены темпоритма. У трека появляется изюминка, подставить короткое вступление под половину композиций альбома уже не выйдет. Наверное, только этот трек и можно похвалить за работу группы с текстом, потому что очень уж хорошо цепляет самая последняя фраза песни: «Я изменюсь, просто поверьте». Она сказана совершенно спокойно, её не заглушает музыка. Исполнитель вступает с нами в диалог, говорит что-то очень личное и сокровенное. И я ему верю и хочу его слушать.

Треком «Я не хочу тебе понравиться» группа как будто решила оторваться. «Последняя песня альбома, парни, играем шесть с половиной минут!» Кажется, право на такую длительность песни в своё время имела только «Богемская рапсодия». Только в отличии от неё «Я не хочу тебе понравиться» начинает очень быстро надоедать, и с нетерпением ждёшь финала. А когда этот финал уже, как минимум, второй раз должен произойти, случается фраза: «Это всё? Нет», и трек продолжается ещё полторы минуты. Конечно, быть может, всё это оправдывается текстом песни. Главный герой мечется: «Я не хочу тебе понравиться, я так хочу тебе понравиться». Отсюда и быстрые гитарные переборы, и темп, и, может быть, длительность трека. Но это всё ещё не «Богемская рапсодия».

«Ищейка»  это группа для очень конкретного слушателя. Для любителя включить трек и уйти читать книгу/делать домашнее задание/подписывать важные бумаги/мыть посуду (нужное подчеркнуть), а не сидеть и не вслушиваться в каждую ноту и каждый слог.

Но будьте осторожны, имеются противопоказания: альбом запрещён к прослушиванию лицам, любящим запоминать и напевать тексты песен. Едва ли они смогут дослушать хотя бы одну песню до конца.

Текст:
Анастасия Квасова
Фото:
Официальные источники