Экспириенс по-русски | Бинокль

Экспириенс по-русски

07 апреля00:55
257

В этот раз мы поговорим о фильме Евгения Татарова «Экспириенс», который выйдет в широкий прокат только после попыток покорить "Кинотавр" и другие кинофестивали.


В центре сюжета - молодой ученый со своими исследованиями в области нейрофизиологии, который способен удалять воспоминания. Сценарист Виктор Рыбаков набил руку на сценариях сериалов, и это заметно по первым кадрам ленты: драматургия, несовпадение времени и пространства, нагнетающая музыка в напряжённых моментах сюжета, некая типичность образов: ученый – всегда закомплексованный дряблый мужчина лет тридцати (Кирилл Жандаров), а его жена – обязательно умная красотка-напарница (Галина Сумина). Так и хотелось разрубить сюжетную линию на несколько частей и отправить их на центральные каналы.


Главный герой Борис Смолин удаляет воспоминания из памяти людей. Ремейк на «Вечное сияние чистого разума»? По словам режиссера, это самостоятельная, абстрагированная картина, а замысел берет начало с экспериментов ученых Массачусетского технологического университета, которые работают над подобной программой и проверяют её на мышах. В то время как работа Мишеля Гондри рассказывает о любовных отношениях, эта психологическая драма завязана на отношениях учёного и его пациентов, их историях и историях их болезней.



При просмотре можно было легко потерять нить повествования: тут сейчас все страдают из-за тяжёлых воспоминаний или из-за отсутствия денег? Основной темой фильма является важность человеческого опыта и его роль в дальшейшей судьбе, зрителю дается сто минут, чтобы поразмышлять о том, следует ли забывать то, что мешает жить.


«Я думаю, нам специально даются испытания, чтобы мы не совершали тех же ошибок. Экспириенс», - говорит главному персонажу его друг-доктор. Раскрывается тема финансовой независимости и предательства: у нашего ученого появляется возможность уйти из родного НИИ, возглавить частную структуру богатого, злого и, как полагается, алчного Нечаева (Владимир Меньшов) и заниматься своим исследованием на практике. И вот он уже не в съемной квартире, спит на серых шелковых простынях вместо ситцевых, зависит от того, кто его «купил» и на пару со своей женой лечит шизофрении и фобии пациентов и всё никак не может решиться удалить свое плохое воспоминание. По ходу действия главный герой успевает усомниться в своем изобретении, понять, что опыт помогает исправить свои ошибки и исключает возможность рецидивов.



Был ли сценарий Виктора Рыбакова о том, что человеку не нужен конструктор разума и жизнь должна идти естественным путем, а разум умнее любой машины? Об этом предлагают поразмыслить зрителю, пока он следит за героем, удачно вписывающемуся в панораму улицы Репина, Университетской набережной и других мест Петербурга.


В киноленте есть одна деталь, которую стоит особо отметить - это работа осветителей. Зритель постоянно видит причудливые тени на стенах: тень от ажурной шторы, тень от решетки на окне. Они не бледны, они выделяются темными очертаниями, и это приковывает взгляд.



Продюсер ленты Александр Тютрюмов сообщил, что команда фильма подала заявки на несколько кинофестивалей, один из которых - «Кинотавр». Только после завершения программ фестивалей фильм выйдет в прокат, а затем и на телевидение. Что ж, к этому можно добавить лишь одно – «экспириенс» этот вряд ли будет удачным без телевизионного эфира.

Текст:
Виктория Бутакова, Валерия Парфёнова
Фото:
ruskino