Искусство оптического обмана | Бинокль

Искусство оптического обмана

08 июня01:41
257

В музее современного искусства «Эрарта» еще в апреле стартовала выставка легендарного французского художника, графика и скульптора венгерского происхождения Виктора Вазарели, который известен всему миру как один из основоположников оп-арта - искусства, использующего оптические иллюзии. Эффект таких иллюзий достигается за счет геометрии рисунка, подверженному влиянию цвета, формы и света. Реальная форма, нанесенная художником на плоскость, служит здесь генератором виртуальной формы, которую творит человеческий глаз. Графические скульптуры действуют как пусковой механизм, который побуждает зрительный аппарат к самостоятельной работе, к созданию новых конфигураций.


Выставка, открывшаяся в новом крыле «Эрарты», проходит в рамках Дней венгерской культуры в России. В экспозиции можно увидеть картины, графику, кинетические скульптуры и даже предметы промышленного производства, сделанные в стиле оп-арт. Здесь встречаются сотканные из монохромных линий знаменитых зебры, 3D картины, футболист, разобранный на пиксели, уникальный живописный автопортрет мастера. Коллекция включает в себя единственное в мире произведение искусства, побывавшее в космическом пространстве, — коллаж «Космос» (Вихрь) (1981) с автографами космонавта, который находился на борту космического корабля «Союз Т-6» и на космической станции «Салют 7» в 1982 году.



Вся выставка состоит из коллекции семьи Чепеи, которую экспонируют по всему миру уже более 30 лет. Куратором выставки является Кати Чепеи, которая осенью 2014 года представляла выставку в Москве в Центре современного искусства «Винзавод». О том, почему супруги Чепеи начали собирать картины именно этого художника, они отвечают, что картины Вазарели для них прежде всего связаны с музыкой.


Как известно, Вазарели большинство своих рисунков строил сначала схематически, давая каждой фигуре и цвету определенный номер и таким образом нанося их сначала на полотно. В том числе, Вазарели разработал цветовую шкалу, которая соответствует хроматическому ряду в музыке, где одна нота соответсвует одному цвету.



Сейчас мы живем в эпоху того, когда оптические иллюзии создаются в компьютерных программах в пару кликов и на первый взгляд работы Вазарели могут показаться несколько обыденными для современного зрителя. Но стоит помнить, что это наглядное отображение оптических опытов над изображением 30-60-х годов, и все картинки-обманки, что мы так часто сейчас встречаем в интернете, берут свое начало именно с работ Вазарели. Что так же интересно, что творчество мастера по-прежнему современно, спустя более чем 70 лет, изначально став прообразом современного визуального дизайна.


Для того, чтобы ориентироваться в творчестве Вазарели, надо помнить, что оно включало в себя два периода «Belle-ile» («Прекрасный остров»; 1947–1954) для которого характерны мягкие и природные по ритмике эллиптические конфигурации. Из воспоминаний Вазарели, на Атлантическом побережье в небольшом годке Белл-Иль он увидел заходящее солнце, которое по форме было как овал, что послужило для мастера толчком для создания будущим оптических полотен. Второй период, который обозначен более поздним периодом и который начался несколько параллельно первому - это «Кристаллический период» (1948–1960) с его более строгим геометризмом. Идеи геоцентризма Вазарели брал у внутренней геометрии природы.



Как бы не натуралистично выглядели работы мастера, но как мы видим, вдохновением для основного направления творческого пути для него стала именно природа.


Что так же интересно, что плоские работы Вазарели сделаны сериграфией - разновидности шелкографии, которая осуществляется с помощью наложения слоев красок методом трафаретной печати. Фактура полотна передается с помощью регулировки толщины слоя краски, таким образом достигается эффект оптического обмана.


Зебры («Зебра», 1938), которые стали визитной карточкой творчества Вазарели имеют в себе странный магнетизм, секрет которого заключается в искажении параллельных линий и отсутствие контуров. Приглядываясь к его работам, можно уловить оптическиие приемы, которые просты, но несомненно оптически эффективны. Вазарели до мельчайших деталей продумывал свои работы, эта тщательность была своеобразным жизненным кредо мастера. Рисовал он по расписанию, выпивал ровно половину чашки кофе в день и во всем следовал порядку.



Творчество Вазарели не могло обойтись без отпечатка одного из самых важных для Петербурга художников - Малевича. Работа «Посвящение Малевичу» (1952-1954), которую тоже можно увидеть на выставке, несомненно было создана под впечатлением от «Черного квадрата» и «Белого квадрата».Но важно отметить, что создавая «Посвящение..», Вазарели хотел создать новую точку обзора.


Свое творчество Вазарели называл «мысле-искусством». Большинство картин мастера большого размера, что немаловажно для искусства оп-арта, который стремится за счет иллюзий и большого захвата усилить впечатление. Своим творчеством мастер стремился привить другой взгляд на искусство, научить особому видению, ввести в жизнь волшебство ярких красок.



Свои полотна Вазарели видел как часть городского пространства. Он стремился к тому, чтобы искусство не сливалось с природой, а наоборот заявляло о себе на фоне природы. Самой главной мечтой мастера было создание полихромного города, что удалось частично осуществить в одном из таких проектов, как кинетические решетки для стены в Монпелье в 1966 году.


Успейте оценить творчество одного из лидирующих мастеров оп-арта в Музее современного искусства «Эрарта» до 14 июня.


Текст:
Екатерина Гусева
Фото:
Константин Островский