Живые картины блокады | Бинокль

Живые картины блокады

09 марта17:08
257

«Опыт – это то, из чего ты сам выходишь измененным».

Мишель Фуко


Первая книга прозы петербургского поэта Полины Барсковой «Живые картины» вышла в конце 2014 года. В ней собраны тексты, основной темой которых является блокада Ленинграда. Тема блокады интересует Барскову уже очень давно, она исследует ее как филолог и как антрополог: к выходу готовится научная работа «Петербург в блокаде: эстетика города как перечитывание».


Любой опыт требует тщательной рефлексии, а травм и потерь - особенно. Эта книга – исследование боли, которая дает о себе знать спустя такое количество лет. Неотрефлексированный опыт катастроф ХХ века продолжает жить в коллективном теле, вызывая в нем ломоту, такую, как у простуженного. «Кости ломит».


Городская культура «века довольства» провозглашает отказ от диалога с нашими мертвыми. Смерть исключается из городской повседневности, вытесняется на периферию. Люди начинают бояться смерти и разговора о ней. Забвению предается важное, мы часто слышим от людей: «не хочу об этом думать, это больная для меня тема».


Полина Барскова не боится говорить о важном и больном, она вызывает нас и наших мертвых (в том числе и погибших в блокаду) на открытый разговор. Мертвые вновь обретают тела и голоса, обретают цвет и запах, – это обусловлено и тем, что проза Барсковой – это проза поэта, проза пограничной области, в которой все – живые и мертвые – сосуществуют в едином пространстве, но где у каждого отдельная судьба. Обращаясь вместе с повествователем к прошлым поколениям, мы внимательно смотрим в их лица, а они в наши. Прощаем ли мы друг друга?


Тексты, собранные в этой книге, –  это проживание Истории нашим современником и фиксация его взгляда, чрезвычайно необходимые нам как обществу. В этом один из главных гуманитарных смыслов этой книги.

Текст:
Алик Цейтлин
Фото: