Работа над Dream work vol.2 | Бинокль

Работа над Dream work vol.2

09 июля16:06
257

C 10 июля в Музее сновидений Зигмунда Фрейда будет работать выставка Dream Work vol.2, на которой представлены работы Павла Пепперштейна и арт-группы "Внуки Сомнамбулы". Основная часть экспозиции - это рисунки, на которых запечатлены характерные моменты погружения художников в сновиденческую реальность. Куратор выставки Саша Карпова и участники арт-группы поставили себе задачу изучить способы функционирования в сомнамбулической «социальной сети», а также найти способы наладить контакты друг с другом во время сна.


Как рождаются арт-проекты? В какой атмосфере проходит подготовка к выставке современного искусства? Об этом нам в формате дневника рассказала ассистент нам куратора Наташа Ростова.




С Сашей Карповой мне посчастливилось познакомиться еще в далеком 2012-м году. На тот момент я уже успела оставить учебу в университете и вновь отправиться на поиски себя в школу Front Row, где Саша вела курс по фэшн-журналистике. Там и состоялась наша первая встреча.

Совпадение или судьба, но в мае этого года моя близкая знакомая попросила меня составить ей компанию на съемке, которую она устраивала для Саши. Конечно, раздумывать смысла не было — и я поехала.

На следующий день после фотосессии Саша позвонила мне с предложением поучаствовать вместе с ней в процессе создания выставки в качестве ассистента по съемкам и спутника, способного скрасить серость далеко не летней погоды. Стоит ли говорить о том, что устоять я была не в силах? Таким образом, сама того не планируя, я стала небольшой частью яркого события в мире петербургского современного искусства.


Интерес к проекту возник с первых секунд разговора по телефону. Психоанализ — сложная тема, особенно когда речь заходит о сновидениях. Вполне привычная вещь — сон. Поначалу кажется: что здесь может быть необычного, с чем можно так плодотворно работать? В этом и состоит главная цель эксперимента Dream Work vol.2: доказать, что сон — очень сложный, процесс, позволяющий человеку развиваться, познавать себя и даже коммуницировать на расстоянии.

Итак, путешествие началось.

Каждый день, на протяжении двадцати суток, нам предстояло проделать невероятный путь, в ходе которого Саша и я отправлялись на «места силы», расположенные в разных точках нашего города. «Место силы» - это определенная локация, где содержится концентрация энергии, которое может использоваться как портал для передачи информации.

Главным атрибутом для данного «сюрреалистического интервью» с находившимся в Москве художником Матвеем Сегалом служила завернутая записка с вопросом, отснятая в выбранном месте на фотопленку. На ночь снимок отправлялся Матвею, в знак того, что энергия перешла в пространственный эфир. Получив снимок, художник погружался в сон для «ловли» вопроса, а на утро принимался рисовать ответ.

В каждом городе на земле найдутся свои сказочные районы и волшебные участки местности. Конечно, Петербург — не исключение. В качестве «мест силы» мы выбирали именно те, куда люди обычно приходят загадывать всевозможные желания. Сомнений нет — каждый приходящий вкладывает в эти места много эмоций и надежд, так что мы не сомневались в нашем эксперименте.

Каждый вечер, при встрече, мы и представить себе не могли, сколько веселых, интересных и мистических историй произойдёт с нами по ходу данного эксперимента. Не рассказать о некоторых из них просто невозможно.



День 3. Вопрос #3.

Сфинксы на Университетской набережной


В тот день Петербург буквально затопило. Днем погода не предвещала никаких изменений в худшую сторону, но, учитывая то, где мы живем, разве есть смысл чему-то удивляться?

В районе шести вечера на моем телефоне высветился уже привычный звонок от «Саша Карпова», или как я называла её про себя - «время приключений».

- Привет, Наташ! Сегодня, ровно к полуночи, нам нужно быть у здания Академии Художеств. Ты со мной?

- Конечно, куда я денусь? - ответила я настолько уверенно, что сама себе удивилась.

Кто же знал, что уже несколько часов спустя над этой уверенностью нависнет настоящая грозовая туча непрерывного ливня.

Полуночный визит к сфинксам был обусловлен тем, что на 21 июня выпадало не только полнолуние, но и день летнего солнцестояния. Именно в эту ночь, по нашему мнению, концентрация энергии была особенно высока, а значит, упустить данную возможность мы не могли.

Наша с Сашей встреча состоялась в 23:10 у метро пл. Восстания, откуда мы сели на автобус до Васильевского острова. Но у дождя были свои планы и гроза, обрушившаяся на город, превратила наш автобус в яхту, рассекающую километровые лужи. Зонтик, разделённый на двоих, не спасал, а пешая прогулка до «места силы» сопровождалась подгоняющим нас цейнтнотом.

Не прочитав достаточно информации о том, где именно нужно загадывать желание, подойдя к сфинксам, мы были удивлены. Памятники египетским существам находились на высоте, до которой было попросту не добраться. Смотря на них снизу вверх, мы с Сашей всерьез продумывали, как будем взбираться на гранитных сфинксов и класть в их пасть записку, адресованную Матвею.

Но пройдя несколько шагов вперед, мы заметили толпу возбужденных туристов, окруживших внизу набережной каких-то каменных существ. Оказалось, что сфинксами, которым люди шепчут на ухо свои сокровенные желания, были небольшие статуи, расположенные не вверху, а внизу набережной.

Пробраться к ним стало еще одним испытанием. Школьники, родители, влюбленные пары стояли в огромной очереди. Все хотели прошептать желание на ухо мистическим существам. Пришлось подключить смекалку. Встав на самую высокую ступеньку, я обратилась ко всем, кто стоял вблизи, с просьбой дать нам пару минут сделать одно фото без участия посторонних людей в кадре. Удивительно, но спустя несколько секунд толпа разошлась в разные стороны, позволив нам запечатлеть процесс закладывания записки. Говорят: «Язык до Киева доведет». В данной ситуации он подвел нас до сфинксов, за что я ему невероятно благодарна.



День 4. Записка № 4.

Таинственная Квартира Распутина на Гороховой

До этого «места силы» нас провожал весьма эксцентричный, но невозможно эрудированный друг Саши — Андрей. В квартиру Распутина, увы, попасть невозможно — дом жилой, и в ней проживают вполне реальные люди. Зайдя в нужный нам подъезд, я, Саша и наш гид Андрей приступили к поискам двери, за которой сотни лет назад проживал Григорий Распутин. По слухам, помимо того, что здесь старец принимал гостей и подписывал различные ходатайства, в апартаментах творился беспрецедентный разврат. Соседи, не пожелавшие открывать нам дверь, все же направили нас на третий этаж, объяснив, где именно находится нужная нам квартира. Записку мы бесцеремонно оставили прямо в замочной скважине и, сделав фото, стали спускаться вниз. Оказавшись на улице, наша компания остановилась возле калитки, дабы поделиться впечатлениями от увиденного внутри дома. В процессе нашей беседы к Андрею подошел весьма загадочный молодой человек. Приняв его за покупателя, которого тот должен был встретить на месте, где стояли мы, продавец попросил расписаться за доставленную лично в руки виа-гру, которая, конечно, предназначалась далеко не нам. Сомнения в том, что разврат, которым жила коммунальная квартира — далеко не слухи, отпали у нас моментально, а впечатления, которыми мы делились до этого, уже не казались столь мистическими, по сравнению с тем, что произошло на выходе.



День 10. Записка № 10.

Башня Грифонов


Очередное испытание поджидало нас на 7 Линии Васильевского Острова, где располагается известная Башня грифонов. Легенда гласит, что аптекарь Вильгельм Пель увлекался алхимией и выводил в этой башне грифонов, отражения которых ночью были видны в окнах соседских домов. Числа на фасаде башни составляли ни что иное, как зашифрованный код Вселенной, исполняющий все желания и дарующий богатство всякому, кто его прочтет.

Главная проблема, с которой мы столкнулись на пути, заключалась в том, что двор, по настоянию проживающих в нем, уже несколько лет стал кооперативным, и пробраться в него практически невозможно. Люди, заходящие внутрь, были категорически неприветливы: одни назвали нас оккультистами, другие отказывались пускать во двор, настаивая на том, что мы «пришли биться головой о стену, как сумасшедшие». Как оказалось, приходящие до нас ребята вели себя не самым спокойным образом, но пути назад не было. Пока мы продолжали варьировать аргументами, что нам хочется сделать всего одну фотографию на память, мимо проходящая женщина убедила несговорчивого постояльца впустить нас на пару минут, со словами: «Дайте же молодым узнать город и с этой стороны. Разве плохо быть любознательным?» Наконец, нам все же удалось проникнуть внутрь таинственного двора, где нас поджидало очередное разочарование: код из мистических цифр оказался закрашенным. И пусть теперь это обычная кирпичная труба, утерявшая свой легендарный шарм, но закрасить энергию, которая копилась здесь десятилетиями, не получится даже самой густой краской. Обидно лишь то, что люди готовы бороться за обыденность, вместо того, чтобы защищать свой город от серости и истребления достопримечательностей, носящих в себе поистине диковинный характер.



День 13. Вопрос № 13.

Поиски масонских знаков. Михайловский замок


В ходе нашего эксперимента цифра 13, конечно же, просто не могла остаться в стороне мистических событий. К тому же, место, куда мы держали с Сашей путь в тот день, заранее обрекало нас на странные стечения обстоятельств. Как известно, Михайловский замок по праву считается Родиной российского масонства. Нашей задачей было отыскать любые масонские символы, сохранившиеся со времен правления Павла I, что оказалось не так легко, как мы надеялись. Во дворе замка не оказалось ни одного упоминания об ордене, поэтому мы решительно направились к первой же двери, ведущей внутрь здания. Здесь нас с Сашей поджидал настоящий сюрприз: поднявшись по ступеням, ведущим на второй этаж, мы обнаружили, что попали на антракт концерта симфонического оркестра. Воспользовавшись суетой, мы пустились на поиски масонских символов, но все оказалось тщетно. По словам работника музея, все упоминания ордена находились в главном штабе, который к тому времени уже закрыл свои двери для посетителей. Внезапно прозвенел звонок, оповещающий людей о том, что они должны занять свои места в концертном зале, в который нас любезно направили. Стоит ли говорить о том, что билетов на данное событие у нас не было? В момент, когда мы вошли в зал, Саша поспешила положить записку на первый свободный стул, который в итоге заняла женщина, уронив записку на пол. В течение последующего часа мы слушали Бетховена, а по завершении концерта обнаружили, что наша записка лежит на полу. В мгновение ока она оказалась в руках у сидевшего рядом молодого человека, который внимательно вчитывался в сообщение, предназначенное нашему художнику Матвею. Так, послание покинуло здание, отправившись в неизвестном направлении в руках неизвестного нам юноши, пройдя мелодичный путь сквозь каналы искусства и мистические стены полного тайн Михайловского замка.

Как и было задумано, эксперимент был завершен в нужные сроки, а результатом нашей работы над ним можно ознакомиться на выставке Dream Work vol.2 в Музее сновидений им. Зигмунда Фрейда. Подводя итог, я могу сказать одно — впечатления и опыт, полученные за эти двадцать дней, останутся самыми яркими, плодотворными и поучительными для меня из всего, что я видела и делала до работы над этой выставкой.

Хорошо мне или плохо, град за окном или жара в 40 градусов – пути назад нет. Каждый вечер, застигнутая врасплох температурой или дождем, я решительно шла на наше дело, понимая, что если не сегодня — то никогда. Именно этому научила меня работа с Сашей — не сдаваться ни при каких обстоятельствах. Останавливаются лишь те, у кого нет цели. Если цель есть — нужно бороться из последних сил.

«Я не из тех, кто сдается» - таков девиз Саши Карповой. Именно его она закладывала в меня на протяжении этих незабываемых дней. Мы потрудились на славу.


(на фото на обложке - Наташа Ростова, Саша Карпова, Матвей Сегал)
Текст:
Наталья Ростова
Фото:
Саша Карпова, Наташа Ростова, Юлия Ульман; рисунки - Матвей Сегал