Не мир принес я вам, но меч | Бинокль

Не мир принес я вам, но меч

15 ноября10:03
257

В прокат вышел новый фильм Кирилла Серебренникова «Ученик» — история о том, каким инструментом может стать Библия в руках подростка.

Остросоциальная лента русского режиссера была очень хорошо воспринята европейским зрителем — во Франции даже планируется неограниченный прокат «Ученика», и в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля был отмечен именно наш соотечественник. 

Кирилл Серебренников поднимает одну из провокационных тем наших дней — насколько ощутима грань между истинной верой и фанатизмом. Пьеса немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга была перенесена на отечественный ландшафт. Действие разворачивается в обыкновенной школе, когда школьник Вениамин Южин (Петр Скворцов) решает следовать заповедям, изложенным в Библии. На уроках физкультуры в бассейне заявляет, что раздеваться он не будет, ибо это разврат, на уроках же биологии изображает обезьяну, высмеивая теорию происхождения Чарльза Дарвина. Вениамин живет с матерью (Юлия Ауг) и винит ее в грехах, а именно в том, что она развелась с его отцом. Свою комнату он перестраивает наподобие кельи — сдирает все обои и закрывает окна досками, соблюдая тем самым необходимый аскетизм.

Как и в любой другой истории, у героя Южина есть свой оппонент, им выступила учительница биологии — Елена Львовна, роль которой замечательно исполнила Виктория Исакова. Героиня живет своим делом и пытается донести детям предмет биологии через призму своих взглядов, и она твердо убеждена, что если не объяснить подросткам, как пользоваться презервативом, то будет только хуже. В фильме с героиней Красновой происходят самые большие метаморфозы. Если с Южиным все более-менее понятно: для него Библия — книга, в который есть ответы на все его вопросы, то с Красновой, изначально человеком научного склада ума, не признающей все христианские и любые религиозные догматы, случается настоящий внутренний переворот. Пытаясь найти выход из сложившейся ситуации, она приходит к своей собственной вере.

В фильме есть удивительно точный момент изобразительном решении, которое очень точно передает атмосферу картины — это съемка сверху, как бы «взгляд Бога», когда зрители наблюдают за героями именно с этой позиции. Режиссер постоянно противопоставляет — одним из эмблематических кадров в фильме стал эпизод с чтением Веней Библии, в тот момент, когда перед ним стоит одноклассница, мы наблюдаем только часть тела ниже живота в бикини, тем самым автор показывает нравственность в лице главного героя и аморальность в лице девушки. В течение всего фильма чередуются цвета: синие и светлые оттенки характеризуют школу, в квартире «мученика» преобладают темные оттенки и обилие теней. Цвет в этой картине стал сюжетообразующим, художником-постановщиком в этом фильме выступила Екатерина Щеглова, которая тщательно продумала каждую деталь.

Режиссер Серебренников, который до этого поставил в театре пьесу «(М)ученик», решившись перенести столь животрепещущий материал на экран, выбирает город Калининград как основное место съемки. Обшарпанные стены домов, советского вида школы и волнорезы на берегу создают необходимую атмосферу подавленности, но преобладание синего цвета в кадре, безусловно, символизирует веру.

Кино по атмосфере схоже с фильмами европейских режиссеров, как будто бы автор разгадал формулу успешного фильма. «Ученик» полноправно вбирает в себя темы, которые уже были затронуты режиссером ранее, и от того фильм кажется таким зрелым и разумным. Например, дебютная работа режиссера — «Изображая жертву», поставленная по пьесе братьев Пресняковых, в лихих красках черного юмора и не стесняясь в выражениях рассказывает нам про нашу действительность. В фильме же «Юрьев день» Серебренников впервые пытается затронуть тему религии — у главной героини в деревне пропадает сын, но через какое-то время выясняется, что он ушел в монахи.

Фильм, вдохновленный европейской историей и характеризующий болевые точки современности, затрагивающий множество тем, актуальных для нашей страны: школу, религию и, ненароком, тему сексуальных меньшинств, держит зрителя на одном дыхании. И, казалось бы, в начале картины нам снова пытаются рассказать историю про российскую «житуху», о которой за последние лет восемь было рассказано достаточно — российская новая волна в лице Бориса Хлебникова, Василия Сигарева, Андрея Звягинцева и того же Кирилла Серебренникова. Но «Ученик» все-таки хотя и рисует неприглядную картину нашего общества, в конечном итоге рассказывает об общечеловеческих проблемах. Эта история могла произойти в любое время и в любом месте, именно поэтому, наверное, у картины такой успех не только в России, но и у европейского зрителя.

Текст:
Полина Трофимова
Фото:
официальные иллюстрации