Ты меня не ищи | Бинокль

Ты меня не ищи

10 августа14:10
257

«Еще один лишь раз твои глаза...», ‑ раздается из телевизора до боли знакомый голос Татьяны Булановой, под проникновенный голос которой героиня фильма «Теснота» начинает танцевать в такт. Илана, Давид и Лия — это герои дебютной картины, действие которой происходит в Нальчике. Фильм, режиссер которого Кантемир Балагов, ученик Александра Сокурова, ‑ показывает пример российской национальной кинематографии, повествующий об истории одной семьи и одной еврейской общины. Действие картины происходит в 90-е годы, о чем можно догадаться по совершенно кислотному саундтреку, состоящему из хитов группы «Вирус», по джинсовому комбинезону Иланы и количеству сникерсов, которые она прячет себе в штаны перед свиданием с парнем.



Проблемы кавказской действительности и обилие крупных планов были благодушно приняты на Каннском кинофестивале ‑ в рамках программы «Особый взгляд», где состоялась мировая премьера картины.  Использование ручной камеры, безусловно, придает антуража картинке, и вероятны сравнения с триеровской «Догмой». Автор намеренно приближает камеру, чтобы создать ощущение «тесноты», в том числе, экранной.


Большая часть фильма держится на самоотверженности главной героини Иланы, которая «жертвует» себя, чтобы спасти семью. Оказавшись между семейными распрями, молодой девушке просто хочется чувствовать вкус жизни, что она удачно и делает. Лента стала дебютной для исполнительницы роли Иланы ‑ Дарьи Жовнер, выпускницы школы - студии МХАТ. Ее скулы и где-то неуклюжая манера игры иллюстрируют нам пример настоящей фотогении. Перед Жовнер стояла непростая задача — изобразить девушку, выросшую в кабардино-балкарской семье, где отношение к мальчику совершенно отличается от отношения к девочке. Образ Иланы в мужеподобной одежде и ее работа в автомастерской, доказывает нам, что она хотела занять место наравне со своим братом, чтобы разделить с ним материнскую любовь. В одном из первых эпизодах фильма, когда Давид и Илана покурили и возвращаются в дом, можно уловить насколько разная реакция у матери на запах от сына и дочери.



«Теснота» при всех своих очевидных визуальных находках и искренней манере рассказа, безусловно, дебютное кино с самого начала. С появления титров, где режиссер сообщает о том, что действие фильма происходит в Нальчике и здесь необходимо разделять авторское видение, для которого эта история возможна лишь на Кавказе. Надо понимать, что для Балагова в этом фильме отражены все беспокоящие его темы: здесь и трудное общение с матерью, и проблемы еврейской общины, и документальные кадры убийства русских ребят. Но пример столь узкой национальной кинематографии, прежде не отраженной в российском кино, нашел отклик и близкие по духу черты у европейского зрителя и это достойно уважения.

Текст:
Полина Трофимова
Фото:
Фото из официальных источников