Райский камуфляж | Бинокль

Райский камуфляж

10 ноября02:08
257

Современное петербургское искусство будет всегда связано с его прошлым –  с возникновением новых стилей, и, в частности, течением авангарда, попыткой переосмысления соотношения формы и содержания, его историей и его создателями.

Яркий представитель и профессор Новой Академии Изящных Искусств Олег Маслов представлен сегодня в Namegallery со своей новой серией работ. До 15 ноября здесь проходит выставка «Paradiz в камуфляжных тонах». Серия из девяти огромных полотен заполнила стены галереи, чтобы поведать о самом желаемом – жизни в раю. Олег Маслов –  представитель петербургского неоакадемизма, наряду с Тимуром Новиковым, Георгием Гурьяновым, Денисом Егельским, Виктором Кузнецовым, Ольгой Тобрелутс и другими. Художник в разное время входил в такие объединения, как «Новые дикие», «Новые художники», «Клуб друзей Маяковского».

Постмодернисткая программа действий неоакадемизма была направлена против всего безобразного и уродливого в искусстве. Желание вернуть идеал и красоту вернулось к русским художникам в начале 90-ых как протест против современного западного искусства. Желание сохранить и возродить классические идеалы перерастает в институцию-  в 1993-м Тимур Новиков открывает Новую Академию Изящных Искусств в сквоте на Пушкинской, 10. В НАИИ одновременно возрождались старые фототехники и активно использовались новые технологии, использующие формы классического искусства.


С той поры и до сих пор Маслов переосмысляет классическое искусство, вводит новую художественную образность и технологические приемы. Выставка «Paradiz в камуфляжных тонах» не стала исключением, однако к заложенной ещё в античности теме мира Горнего и мира Дольнего добавилась и мечтательность романтизма.

Горний мир, мир богов и высших сущностей, всегда был предметом вожделения земного человека. У Маслова – райский мир свой, хоть и с неизменным атрибутом – горными вершинами. Действие происходит на Северном Кавказе: манящие горы в окружение лесных чащ приоткрываются обычному зрителю через «театральную» завесу более тёмных стволов деревьев. Неизменный приём всего классического и академического заставляет нас принимать правила игры: теперь всё увиденное - сцена, а мы лишь её зрители.


Тёмные стволы деревьев окутывают и приоткрывают призрачный мираж – северный Paradiz. И зритель оказывается по ту сторону желаемого - в чаще тёмного леса, состоящего из страха и надежды обрести свой рай. А рай этот, необходимо заметить, действительно волшебен: горные хребты с заснеженными вершинами, пасущиеся на лугах горные козлы и символ свободы, полёта и одухотворенного небесного – летающие орлы. Дважды повторяются мотивы – мотив «миражного» рая с театральной кулисой и мотив увиденного рая с его неизменными жителями -  тонко продуманный приём автора, постоянно возвращающий к самому главному.


Но всё меняется, когда в умиротворенность и величие природного пейзажа вводится фигура человека – человека, желающего обрести этот рай, стать его частью, но который, увы, ему недоступен. Автор подводит зрителя к мысли, что нахождение человека в этом мире грёз вполне оправданно – он наслаждается моментом, как говорится, проживает жизнь «здесь и сейчас», растворяясь в красоте природного мира. Но постепенно мы начинаем замечать, что фигуры человека нарушают этот естественный покой, человек вторгается в рай, и в попытке стать частью этого незримого целого проигрывает.

Гармонии в действиях человека с природой нет, ощущение  зыбкости, тревожности, страха не получить желаемое или его потерять, вот что мешает каждому из людей. Можно почти ощутить всплеск воды, с которым обнажённая фигура девушки ныряет в тихую поверхность воды, можно почувствовать напряжение, исходящее от фигуры мужчины, балансирующего на тонкой верёвке над пропастью водной глади. В самом большом полотне выставки - «Адам» - восприятию гармоничного существования человека и природы мешает тёмно-серый рюкзак, помещённый автором на первый план – так присутствие человека нарушает размеренный порядок, привнося в него хаос и бардак.


Так что такое камуфляжные тона – неизменная защита для чужого в этом пространстве или естественные тона природной реальности? Как бы то ни было, пиксельная техника наложения красочного слоя словно отсылает из этой самой настоящей реальности в виртуальный мир желаемого. Зыбкий и тревожный рай, способный быть разрушенным любым «неправильным» действием.


Выставка продлится до 15 ноября. Вход свободный.

Текст:
Анна Тарасова
Фото:
Екатерина Танькова