Мода — народу | Бинокль

Мода — народу

11 августа20:26
257

В музее Музыки в Шереметьевском дворце открылась выставка «Мода — народу! От конструктивизма к дизайну».

Международный проект создан историком моды и модельером Наталией Козловой и экспонируется в Санкт-Петербурге впервые. Он включает в себя более 40 реконструкций костюмов, созданных в эпоху советского конструктивизма Ламановой, Степановой, Поповой, Весниным, Эйзенштейном, Экстер и другими художниками и дизайнерами. Разные предметы одежды были воссозданы под руководством арт-директора выставки по костюмам — Сергея Васильева.

Конструктивизм оказал большое влияние на моду, дизайн, фотографию, театр, архитектуру. Родченко, Степанова, Ламанова приняли революцию и стали участвовать в создании тканей и одежды для массового производства. Конструктивисты создавали удобные и полезные вещи для народа, противопоставляя показной роскоши простоту и лаконичность. Так, например, на выставке представлены реконструкции прозоодежды (производство + одежда). Это костюмы с карманами, застёжками, фартуками, отворотами — такая одежда не только помогала при работе, но и защищала рабочего от опасной среды и температуры.

Все экспонаты расположены в двух залах. В первом, намного меньшем по размеру, представлены более броские и необычные костюмы — платья с непривычными вырезами, большими помпонами, свисающими с юбки, напоминающей корсет. Всё это дополнено крупными головными уборами.

Во втором зале выставлены более простые костюмы. Например, одежда для спорта выглядит лёгкой, удобной, но яркой — в основном, присутствует красный цвет. Спорт в 1920-е стал символом освобождения и активно пропагандировался. В это время и появился неповторимый стиль спортивной одежды — яркие удобные костюмы с изображениями геометрических фигур. Такой стиль должен был настраивать человека на активные и точные движения в соревнованиях. Большое внимание спортивной одежде уделяла Степанова, отмечающая, что в костюмах должны присутствовать разные цвета, знаки, эмблемы, чтобы можно было отличить одну команду от другой. Подобные костюмы для спорта до сих пор выглядят современно.

Представленные реконструкции не вписываются в интерьер Шереметьевского дворца. Они расположены в зале, украшенном большими позолоченными люстрами, дверьми, зеркалами на всю стену и камином. Таким образом чувствуется ещё большее противопоставление конструктивизма роскоши.

Костюмы различаются между собой. Наравне с простой одеждой для работы и спорта выставлена яркая и броская верхняя одежда. Так, платье и пальто из Павловопосадских платков со стёжкой и отделкой разноцветными стразами уже сложно назвать простой одеждой — ансамбль выглядит роскошно и дорого. Привлекает к себе внимание и реконструкция пальто Ламановой с вышивкой и отделкой мехом. Пальто напоминает одежду северных народов и выглядит очень тёплым.

На выставке представлено более 20 реконструкций костюмов Ламановой. Для неё было важно сделать одежду целесообразной и красивой — такой же должна была стать и жизнь населения. Модельер сочетала в своих работах национальную самобытность с современным модным направлением, поэтому её творчество было отмечено на международной выставке Ар Деко в Париже в 1925 году.

При создании одежды конструктивисты использовали ситец, фланель, бязь и эпонж. Проектируя эскизы тканей, дизайнеры пользовались графическими редакторами. Большинство рисунков на одежде чёткие и ритмичные.

Помимо костюмов в залах много графических работ, эскизов, фотографий и плакатов с лозунгами, манифестами и отрывками из стихотворений Маяковского. Так, на одном из плакатов белым по красному написано: «Мы прославляем вслух революцию, как единственный двигатель жизни!» (Родченко). Выставка наполнена духом эпохи и мыслями того времени.

Партнерами «Мода — народу! От конструктивизма к дизайну» выступили Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Союз дизайнеров России, Театральный музей имени Бахрушина, Музей Маяковского, Музей-заповедник «Царицыно», МВЦ «Музей моды», Музей современной истории России и Музей архитектуры имени Щусева.

Выставка успешно прошла в Москве в 2017 году, а в Санкт-Петербурге её можно посетить до 2 сентября 2018 года.

Текст:
Ника Стахмич
Фото:
Ника Стахмич