Интервью с Pyrokinesis | Бинокль

Интервью с Pyrokinesis

11 ноября14:56
257

Андрей Pyrokinesis рэп-исполнитель из Петербурга, известный не только многочисленными победами на баттлах, но также и концептуальными альбомами.
Мы встретились с Андреем, он рассказал нам о своей вселенной «Final Fantasy», которая наполнена мрачностью, сказочными мотивами, рыцарями и принцессами  а также о том, чем его привлекает смерть и как он вдохновляется Библией.

Что за образ доминирует в твоих треках? Заметила, что и в старых, и в новых песнях присутствует образ девушки. Кажется, будто вокруг него твоё творчество и строится.

Есть такое понятие в поэтике «белая богиня». Его ввёл американский писатель Роберт Грейвс. Он пытался теоретизировать не техническую сторону поэтики, а такие вещи, как вдохновение, образы, дать им систематику. И он ввёл словосочетание «белая богиня». Грейвс анализировал творчество многих поэтов, своих предшественников, современников. Женский образ у меня прослеживается во многом. Женщина культивирована в литературе, в искусстве, под него можно подогнать всё, что угодно. Например, что такое смерть? Это же старуха с косой, не старик. У меня также большинство вещей крутится вокруг женского образа.

Это вымышленный герой или реальная девушка?

Не везде это вымышленный герой. У меня есть песни, где это живые, конкретные люди, но в большинстве своёмэто собирательный образ.

Помимо женского образа, ты используешь много аллегорий с насекомыми. Во многих последних альбомах и на аве в твоей группе, изображен кузнечик, сколопендры, мотыльки, сверчки. Чем тебя привлекает эта живность?

Тема насекомых появилась с последним альбомом, она была не всегда. Два основных образа в альбоме «Моя милая пустота» (2019)это кузнечик и сколопендра. Если послушать первую песню «Ничего не помню ничего не чувствую», можно услышать такую фразу «Человечек – кузнечик», как в старой детской песне «В траве сидел кузнечик». Кузнечикэто человек. Вот он прыгает, пытается прыгнуть выше головы. То есть образ маленького человека, по сути. И сколопендра. Почему сколопендра? Потому что это хищное животное, которое питается другими насекомыми, и в добавок ещё и каннибал. Сколопендра в культуресимвол зла. В последнее время я очень много пишу о смерти, всё крутится вокруг нее.

С чем это связано?

Все понимают, что конец есть. Мы не способны помыслить себя вне смерти. Мы постоянно ощущаем её присутствие, хотя, в сущности, смерть это не более, чем ощущение и ожидание. В какой-то степени это очень занимательное действие пытаться осмыслить смерть.

Веришь в жизнь после смерти?

Я верю в небытие. Я не верю в жизнь после смерти. Я не верю ни во что после смерти. Эпикур говорил, мол, там, где есть жизнь, нет смерти, а где есть смерть нет жизни. Помыслить смертьэто за гранью нашего понимания. Поэтому у меня к смерти такое отношение. Не потому что я боюсь смерти, а потому что мне она интересна. Смерть привлекает меня как эстетический образ. Как явление небытия. Но так было не всегда.

Ты хочешь сказать, ты когда-то разочаровывался в жизни? Как мне показалось, во многих треках последних альбомов прослеживается тема разочарования, равнодушия, обесценивания любви и человеческих чувств.

В жизни никогда не разочаровывался. Как можно разочароваться в жизни? Мы живём в бесконечной смерти. Жизньэто случайность, явление, которое просто есть. В жизни нельзя разочароваться. Её нельзя любить, нельзя ненавидеть. Жизнь просто есть. А вот в людях, конечно, разочаровывался. Точно так же как и все, это обычное дело, мне кажется.

Вернёмся к теме кузнечика и сколопендры. Что значат эти образы?

У меня в последнем альбоме очень много обращений к религии, но самое основное и главное это тема противостояния чего-то бесконечно малого и бесконечно большого, как у Лавкрафта. У него все персонажи воюют с тем, чего не видят или видят, но это всё антропоморфное, склизкое. Самое основное с чем сталкиваются персонажи Лавкрафтаэто ужас. Они постоянно испытывают паранойю, страх, чего-то опасаются. По большей части они воюют с присутствием и ожиданием, а не с чем-то конкретным.

В представлении многих твоя музыка грустная, мрачная и даже в какой-то степени депрессивная. Ты можешь назвать себя пессимистом?

Нет, в жизни я не такой. Не могу быть пессимистом, потому что пессимизмэто что? Вера в худшее, но худшего не бывает. Есть только смерть, всё остальное переживается. В любом случае, когда умру, я не смогу её помыслить, тогда зачем мне по ней грустить. Да, безусловно, иногда тоскливо, одиноко, как и любому нормальному человеку. Но вот сидеть с мыслями: «Мы все умрём, кошмар!» такого нет. Мы все умрём, это факт, но дело в отношении к смерти. Депрессия это жизнь, чувства, эмоции. Смерть это ничего. А в музыке, да, раньше в основном, у меня были депрессивные темы, но что-то весёлое тоже есть, хоть и в меньшей степени. Раньше, если меня спрашивали, в каком жанре моя музыка, то я затруднялся ответить, потому что самому было сложно понять. Сейчас я шутливо говорю, что пишу в жанре «светская грусть».

Писать в жанре «светской грусти» значит для тебя создавать музыку и тексты в мрачных тонах?

Не скажу, что вся музыка грустная. У меня бывают треки и позитивные, например, «Сахарная вата», «Моя девочка софт-гранж» или же «Днями-ночами», но интереснее мне говорить о темных вещах.

Какой жанр в принципе считаешь идеальным?

Идеальный жанр это рэп, потому что это жанр-вампир. Ему больше всех жанров свойственны заимствования из других музыкальных форм в связи с изначальной простотой. К тому же рэп хоть и музыка,ритмы и прочее, но прежде всего рэп это текстоориентированная музыка. Не важно, о чём ты пишешь: о тачках и флексе или о смерти и любви. В любом случае ты делаешь большую ставку на форму языка, и поэтому рэпэто жанр жанров. Он всесторонен, ведь не важно о чём ты говоришьты можешь говорить это на любое музыкальное оливье, и это будет гармонично. Мне кажется, было бы правильнее сказать, что рэпа вообще не существует. Рэп сейчасэто просто солянка из разных жанров.

Языковой составляющей ты уделяешь много внимания, а что насчёт музыки? Ты сам пишешь?

Умею, но нет. Вот музыку в акустическом альбоме целиком писал сам, а композиции более сложные мы пишем с моей командой, с которой я работаю уже много лет. Мы либо вместе садимся и что-то придумываем, либо они мне подкидывают готовое.

Что подтолкнуло тебя написать акустический альбом?

Вообще акустический альбом это не альбом, а сборник песен, которые выходили в период с 2014 по 2019 год. Большинство песен, которые там были, выходили ранее. Что меня подтолкнуло? Ничего. Иногда случается, что я просто сижу, бренчу на струнах и думаю, мол, хочу вот написать песню на гитаре! А какой-то мотивации, которую можно выделить, у меня нет. Просто потому что могу.

В каждой ли песне пытаешься что-то донести до слушателя или это просто крик души?

Я никогда не пытаюсь в своей музыке чему-то учить. Я делаю и пишу ту вещь, которая мне интересна и в дальнейшем надеюсь, что она так же окажется интересна слушателю. Да, там есть смыслы, но самое главноеэто эстетическая форма. Я беру мысль и пытаюсь завязать её на каких-нибудь образах.

Если вернуться к смыслу, то, по сути, я пишу о том, о чём уже было сказано и не раз, но я говорю об этом своими словами. Мы живем в эпоху постмодерна, переработки, в эпоху, в которой в принципе невозможно сказать ничего нового. У меня есть товарищ, который постоянно жалуется, что не может писать, так как ему кажется, что всё, о чём он пишет, уже было когда-то сказано. Я тоже это понимаю, и в какой-то момент я пришёл к такой мысли:«в искусстве важно не то, о чём ты говоришь, а то, как ты это говоришь»‎.

Чем ты вдохновляешься, когда пишешь свои тексты? Есть что-то конкретное?

Вообще меня всё вдохновляет. Я не особо люблю отвечать на такой вопрос, потому что вдохновениеочень комплексная и сложная штука. Я вот сегодня сижу, пью томатный сок и не обращаю на это внимание, но у меня может остаться в голове образ зелёного сельдерея и красного томатного сока. Опять жеиду по улице, а в луже гусеница плавает. Я опять не обратил внимания, но в голове это отложилось, а со временем вырисовывается в одну картинку. В раннем творчестве часто говорил про небо, но я не могу сказать, что меня вдохновляло именно небо, скорее, его возможности. Например, в религии небоэто как врата между человеческим и нечеловеческим. У меня нет однозначного ответа на этот вопрос.

Ты упомянул религию и в треках часто используешь библейские мотивы. Как относишься к Библии и богу?

Да, я часто возвращаюсь к религиозным формам. Я не верующий человек, но считаю что Библия самый большой и интересный, на мой взгляд, трактат по европейской философии. Мне кажется, любой творческий человек, занимающийся искусством, рано или поздно приходит к библейским сюжетам. Иногда это происходит, когда человек полностью отрывается от реальностикак Канье Уэст, например. Но это уже совсем другой разговор.

Я заметила, что ты тоже в какой-то степени оторвался от реальности. Часть твоего творчестваэто собственная вселенная со своими героями и историями, вселенная, которую можно проследить с самого начала твоего творчества. Я права?

Да, у меня есть своя вселенная. Я придумал ее в 17-ом году, точнее придумал лет в 14, а дал название в 17-ом году, когда начал переносить всё на бумагу. Это конкретная вселенная, она у меня обширная и фантастическая. Назвал её «Final Fantasy». Хотя скорее даже не назвал, а позаимствовал название из одноименной игры. Почему «Финальная фантазия»? Это название, которое не затрагивает ничего, просто большая фантазия. Такое название позволяет как угодно и что угодно в ней крутить, баловаться с нарративом. Конечно, всё равно есть определенная система образов, и я стараюсь придерживаться одной стилистики.

Почему свою вселенную ты раскрываешь через сказочные мотивы, а не прямолинейными жизненными ситуациями?

У меня была и сейчас есть мечта создать миф, какую-нибудь легенду. Каждая песняэто часть большой сказки. Часто я пишу жизненные вещи, но стараюсь оборачивать их в миф. Мне не очень интересна «жиза» в музыке, а точнее мне не нравится её форма. Это не значит, что я в реальности оторван от жизни, просто конкретно в творчестве мне ближе фантазия, а не конкретика. Зачем мне говорить напрямую, если можно это подать в более интересной форме?

Главным героем вселенной являешься ты?

Не знаю. Может быть, да. А может быть, нет. Герой это просто герой.

Кстати, по поводу твоей вселенной. Читала, что пишешь свою книгу, которая тоже называется «Final Fantasy». Получается, ты занимаешься и прозой, и поэзией. Так что тебе ближе?

Мне больше нравится проза. Я сам пишу в стихотворной форме, поэтому мне больше нравится обращаться к тому, чем я меньше занимаюсь. Так же и с музыкойя её пишу, но почти не слушаю, потому что её так много в моей жизни, что порой надоедает.

То есть ты не считаешь себя поэтом?

Не очень люблю связывать своё творчество с поэзией. Поэзияэто высокий жанр, который имеет под собой очень массивные технические и культурные базы. Я бы не самореализовался без музыки, если бы родился во времена поэтов. Всё, что я пишу, раскрывается только комплексно вместе с музыкой. Родись я раньше, я скорее всего писал бы прозу, но точно не поэзию.

В своих треках часто используешь символы, образы. Например, роза, клубника или небо. Почему именно они?

Образ клубники очень люблю. До этого в культуре не было образа клубники как чего-то мистического, насколько я знаю. Розу я использовал, потому что, как уже говорил, хочу создать в какой-то степени классический миф. Для этого нужны базовые узнаваемые образы, многозначные в культуре. А когда я говорю о клубнике, то это исключительно вещь, принадлежащая мне, моей системе образов, моему творчеству. Упоминание этого образа есть только у меня, поэтому он не может в полной мере воссоздать эту «мифовую многозначность». Ну а роза, например, создаёт, так как у неё много интерпретаций.

Текст:
Софья Пономарёва
Фото:
Официальные источники