Мистический сюрреализм Челищева | Бинокль

Мистический сюрреализм Челищева

12 февраля13:43
257

Галерея искусств KGallery представляет уникальный показ/выставку одной картины – работы Павла Челищева «Concert». До 26 февраля впервые в России и Санкт-Петербурге произведение будет показано в широком доступе.


В 2016 году на аукционе Christie’s холст «Concert» (1933) был продан за 1,38 миллиона фунтов стерлингов. Это составило абсолютный рекорд торгов. Вместе с картиной с молотка ушла целая серия живописных полотен и графических листов Челищева. Сумма каждой работы превысила эстимейт более чем втрое, что вызвало небывалый интерес, спрос к русскому искусству XX столетия. Такой фантастический успех произведений Челищева трудно объясним. Художник, о котором более знали в Европе и Америке, чем в России, долгое время оставался в тени своих современников. Как и многие, он был не признан и забыт. О нём почти не писали и не говорили.


Павел Челищев – самоучка и ученик амазонки русского авангарда Александры Эстер; эмигрант и человек мира; живописец, график, сценограф, иллюстратор. Он создавал портреты и не только. Выводил в вечность образы как известных персон, князей и княгинь, спутников и спутниц, - так и неизвестных героев, смешных персонажей, клоунов и музыкантов. Его интересовала тема цирка, маскарада, театра и танца. Он был последователем «мирискусничества», символизма, но он же был и «русским Дали», одним из тех, кто говорил на языке бессознательного. Челищеву покровительствовала сама Гертруда Стайн. А музей современного искусства MoMA организовал прижизненную выставку художника.


Творчество Павла Челищева можно разделить на несколько этапов. Первый – «символистский», отмеченный склонностью к монохрому, глухому, холодному цвету. В картинах преобладают синие, коричневые тона. Используются дополнительные средства поверх живописного слоя: песок, кофе, блёстки. Второй этап приходится на 1930-е гг. и его можно обозначить как зарождение мистического сюрреализма. Это время взлёта славы и энергии художника. Холст «Concert» относится именно к данному периоду. Плавные, бледно-голубые, зеленоватые, серебристые, будто созданные изо льда формы картины, устремлены внутрь себя, являя олицетворение недостижимости. В центре – сине-голубое пространство, наполненное фигурами четырёх, объединённых то ли звуками музыки, то ли свершением таинственного ритуала. Это произведение дает представление о том, каким может предстать сюрреализм в его мистическом видении – направление, основателем которого можно считать Челищева, создавшего его за 9 лет до Сальвадора Дали.


Выставка одной блистательной картины предваряет собой масштабную ретроспективу художника, которая состоится в KGallery весной 2018 года.

Текст:
Анна Якубова
Фото:
Евгения Артёмова