Премия Сергея Курёхина: переезд и другие изменения | Бинокль

Премия Сергея Курёхина: переезд и другие изменения

12 апреля01:45
257

О том, как 5 апреля состоялось вручение премии Курёхина, о планах премии на следующий год и о том, что она растеряла на пути к пятой церемонии.

Вручение премии Курёхина в этом году состоялось в пятый раз. Юбилейная церемония получилась особенной: в этом году она поменяла локацию и с Васильевского острова перебралась в Атриум Главного штаба. Изменение места проведения с андеграундного по духу и интерьерам здания бывшего кинотеатра «Прибой», в котором располагается Центр Курёхина, на самое современное пространство одного из ключевых зданий Эрмитажа, готовящегося к приему биеннале Манифеста, говорит о позиционировании премии в качестве одного из главных событий петербургского современного искусства. Впрочем, соревноваться в этом «сегменте» организаторам не с кем: в отличие от богатой на вручения разнообразных наград Москвы в Петербурге больше и получить-то нечего. Параллели проводились не только на уровне места: открывавший церемонию заведующий отделом современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков подчеркнул, что подведомственный ему отдел и премия Курёхина – ровесники, ведь сектор современного искусства был создан в 2009 году.

Вручение статуэток, изготовленных по эскизам Ивана Говоркова и Елены Губановой, перемежалось выступлениями оркестра под управлением Алексея Айги, исполнявшего музыку Сергея Курёхина.  Визуальный ряд разработал петербургский медиа-художник Максим Свищёв: в проецируемых на стену в несколько этажей анимационных фильмах динамичные мультипликационные герои сменялись одиноким парусом и «ощетинившимся» солнцем, в обращении к которым было не трудно увидеть оммаж ставшему символом петербургского искусства Тимуру Новикову. При том, что церемонию этого года в целом можно считать удачной, по крайней мере прошедшей без серьезных провалов, столь ярким театрализованным действом, граничащим с перформансом, какими запомнились прежние вручения премии Курёхина, она не стала. Переехав в Главный штаб мероприятие обрело чинность и благородство, растеряв значительную часть былого драйва, столь естественно произраставшего из атмосферы прежней площадки.

Впрочем, не досчиталась премия Курёхина не только духа, но и шорт-листа. Попытки его найти не увенчивались успехом вплоть до позднего субботнего вечера, а позже выяснилось: он вовсе не был опубликован. Но как положено на подобных мероприятиях список номинантов перед каждой номинацией всё-таки объявляли.

Премию за лучший кураторский проект получил Глеб Ершов за камерную выставку «Битва с белочкой» в галерее Navicula Artis, включавшей работы Ивана Сотникова, Марины Алексеевой, Ольги Флоренской и Олега Котельникова. Недавно показанная в Петербурге Новым музеем «Тотальная молитва» Алладина Гарунова – проект, посвященный проблеме этнических взаимоотношений и столкновения культур, стал лучшим произведением визуального искусства. В номинации «Искусство в общественном пространстве» победил стрит-артист Тимофей Радя за посвященный двадцатилетию российской конституции проект «Статья». Лучшим медиапроектом жюри признало «Вечность»  группы «ПРОВМЫЗА».

Странность случилась в следующей номинации. Приз за лучший текст в области современного искусства было решено в этом году не вручать. Вышедшие оправдываться за столь неожиданное решение члены жюри Михаил Миндлин и Леонид Бажанов говорили о невозможности сравнения текстов и изданий. «Есть публикации, но нет текстов,» - примерно так можно сформулировать основной тезис, что кажется весьма странным, учитывая внушительный лонг-лист, который включал в себя по крайней мере пять позиций. Еще более удивительным в этой ситуации стал намек на то, что в следующем году номинаций станет больше: к «лучшему тексту» добавится «лучшая публикация».  Не ясно только зачем, если текстов нет.

Гран-при жюри решило присудить Петру Айду и его музыкальной лаборатории за «Реконструкцию утопии», масштабный проект,  посвященный музыкальной эпохе советских 1920-х гг. В номинации «Этномеханика» приз достался группе «Рада и терновник», триумфаторами «Электромеханики» стали Сергей Летов и Влад Быстров.

И все-таки, несмотря на переезд самой церемонии в буржуазное пространство Главного штаба, сердце премии осталось в Центре Курёхина: именно там до 20 апреля работает выставка номинантов.


Текст:
Сабина Миналто
Фото:
Виктория Нечаева