«Новые приключения Елены Прекрасной», в которых нет ничего нового | Бинокль

«Новые приключения Елены Прекрасной», в которых нет ничего нового

13 ноября21:29
257

В апреле 2018 года прозаик и поэтесса Людмила Петрушевская выпустила сборник сказок «Новые приключения Елены Прекрасной», который вошёл в авторскую серию книг «Волшебные истории» и стал своеобразным сиквелом предыдущей работы «Завещание старого монаха».

Сборник состоит из восьми маленьких новелл и одной повести. Каждая из них — это отдельный сюжет, который не пересекается с другими. Любопытно, что Петрушевская изначально ставила перед собой задачу создать «волшебные сказки не для детей» (никакого эротического подтекста!), с которой она, как считает сама, удачно справилась.

Однако то ли читатель уже настолько вырос, что не любит даже такие сказки, то ли он настолько мал, что не понимает их, но после прочтения «Новых приключений Елены Прекрасной в голове остаётся лишь мысль о напрасно потраченном времени. В целом книгу Петрушевской» можно описать одной фразой: попурри из банальных сюжетов со сказочными элементами, изредка приправленными современными реалиями (видимо, для Людмилы Стефановны именно в этом и заключается вся «взрослость»).

За примерами далеко ходить не надо — возьмем открывающую сказку сборника, несущую одноимённое название — «Новые приключения Елены Прекрасной». Сюжет её прост: раз в тысячу лет из морской пены появляется красивая и не обременённая интеллектом Елена Прекрасная, из-за которой все мужчины сходят с ума и начинают кровопролитные войны. Чтобы предотвратить катастрофу, один старый волшебник-алкоголик создаёт магическое зеркало, которое делает невидимыми тех, кто в него посмотрит. Елена Прекрасная покупает сие изобретение на базаре, смотрится в него и исчезает. Мир спасён. Однако в невидимую красавицу успевает втюриться местный принц-миллиардер, с которым спустя 5-6 страниц унылых сюжетных перипетий наша Елена соединяется в страстном поцелуе, после чего они вместе уходят в закат. Хэппи-энд, любовь побеждает зло. Стоит ли говорить, что сюжет, мягко говоря, неоригинален?

Но что же насчёт взрослости в этой сказке? Что ж, в ней есть молодёжный сленг.Точнее то, что Людмила Петрушевская принимает за него, ибо выражения «Шарь отсюдова, пока по ведру не стукнули», «Раздался голос из помойки, когда в неё влетел кирпич» и «Тебя кто сюда втюрил, такую жвачку? Твоя мать меня моложе!» не используются подростками где-то со времён Брежнева.

Современные реалии сказки отражены исключительно в том, что в волшебном королевстве есть телевидение, кареты скорой помощи, косметички, казино и бары. Из этого в итоге получается эклектичная смесь перестроечной России и средневекового европейского княжества XIV века, в котором каждая дама в старомодном платье с кринолином смотрит по вечерам в деревянном доме мексиканские сериалы, а колдуны в футболках и штанах заливают глаза в королевских пивных.

Примечательно, что такая картина характерна для каждой сказки: создаётся впечатление, что примитивные сюжеты и детали современного мира просто тасуются между собой, как карты в колоде, а из полученных комбинаций, будто на конвейере, штампуются практически однообразные новеллы.

И всё же только ругать автора негоже. Иногда среди однообразия аляповатого сказочного текста можно найти по-настоящему остроумную языковую игру или метафору. Так, например, с лёгкой руки Петрушевской в одной из сказок старая одинокая дева превращается в «кошачью пастушку», а в другой — цвет кудрей маленького принца сравниваются с блеском золотых зубов цыганки. Но увы, такие моменты в сборнике встречаются крайне редко, и общего негативного впечатления они не меняют.

Подводить окончательный итог сказкам Людмилы Стефановны стоит начать издалека: многие люди в детстве обожают рисовать. Но, как часто бывает в жизни, то, чем нравится заниматься — выходит отвратительно, и большинство художеств оказываются обыкновенной мазнёй. Однако желание творить и создавать что-то прекрасное остаётся неугасимым, поэтому в своих изобразительных потугах некоторые дети пользуются калькой. С её помощью довольно сносно получается копировать красивые рисунки, которые удовлетворяют жажду творчества.

Новый сборник рассказов Петрушевской легко сравнить с тем самым рисунком, сделанным с помощью кальки: на первый взгляд вроде бы неплохо, но стоит только внимательно присмотреться, как сразу становится заметно – перед нами всего лишь копия, местами ещё и довольно криво сделанная. Особенно расстраивает, что в качестве оригинала, с которого Петрушевская «срисовывала» новую книгу, выступает её собственный сборник «Завещание старого монаха».

Как это ни печально признавать, но Людмила Петрушевская исписалась. Славные для неё времена девяностых и нулевых, когда были написаны успешные «Чёрное пальто», «Время ночь» и «Номер Один» миновали. Годы прошли, а автор так и не смогла приспособиться к современности, предпочтя поиску новых тем самоповтор. Несомненно, сама идея создать цикл сказок для взрослых, в которых были бы и интересный юмор, и поучительная мораль, и грамотно вписанные детали наших дней, хороша. Но уж больно сильно подвела реализация Петрушевской.

Текст:
Ярослав Попов
Фото:
Официальные источники