Сюрреализм по-каталонски | Бинокль

Сюрреализм по-каталонски

13 декабря18:05
257

Под эгидой Санкт-Петербургского международного культурного форума в залах Зимнего дворца Эрмитажа проходит выставка каталонских художников-сюрреалистов. Стоит отметить, что подобной крупной выставки работ испанских художников Ампурдана и Фигераса в России еще не было. Столь малознакомый российскому зрителю каталонский сюрреализм – явление очень своеобразное и определенно достойное внимания. Взгляд на него дает возможность проникнуться национально-духовной составляющей каталонской жизни, проследить развитие и изменение каталонского искусства, которые происходили протяжении всего предыдущего столетия.

 Анжелес Сантос Торроэлья. Планета Земля (1929). Музей Ампурдана, г. Фигерес


Организованная выставка «Сюрреализм в Каталонии. Художники Ампурдана и Сальвадор Дали» - это возможность увидеть живопись, графику и скульптуру различных и подчас столь несхожих художников-сюрреалистов региона с конца XIX века и почти до самого конца XX века. Тем не менее, хоть в названии экспозиции и упоминается такое художественное направление как «сюрреализм», ждать от выставки привычного и более знакомого сюрреализма не стоит. Какие-то из представленных работ даже заставляют задуматься о том: «А сюрреализм ли это?», - что приводит к постановке очень занимательного, но в той же мере непростого вопроса о том, что вообще есть сюрреализм.


На выставке представлены как ранние каталонские художники, чей основной период творчества пришелся на начало века, так и те, кто работал уже в далекий послевоенный период. Многие из представленных работ – это изображения местных пейзажей, сюрреалистичная сущность которых угадывается скорее в их нереалистичной колористике и в том странном впечатлении, которое вызывает изображенное пространство, кажущееся столь ирреалистичным и в определенной мере «иным». Такое ощущение появляется, к примеру, при взгляде на картину Эусеби де Пуч-и-Кониль «Девушка в розовом», где почти потустороннее пространство входит в некий диссонанс с помещенной в него фигурой девушки. Похожее впечатление отстраненности пространства и фигур вызывают и другие работы (например, картина Рамона Пичот-и-Жиронеса «Парижский бульвар на закате» и многие другие). Особое внимание приковывают к себе представленные на выставке картины художников Жоана Масанета-и-Жули, а также Анжела Планельса-и-Круаньяса, чья самобытность и оригинальность видения вызывают особый интерес.

Эварист Вальес-и-Ровира. Свет в эвклидовом пространстве (1948). Коллекция Эузеби Изерн Далмау



На выставке представлены и очень знаковые работы всемирно известного Сальвадора Дали. Но важно то, что данная экспозиция все же разоблачает известный тезис Дали, согласно которому «сюрреализм – это я». Создатели выставки таким образом не концентрируется всецело на творчестве Дали, а органично вписывают его в контекст каталонского сюрреализма. Дали хоть и наиболее известный в мире художник-сюрреалист, но он никогда не был один в своих художественных исканиях. Само явление сюрреализма в искусстве возникло не случайно, а на хорошо подготовленной к этому почве, многие произведения на выставке навеивают в памяти произведения искусства Возрождения, голландского искусства XVII-XVIII века, импрессионизма и пр.

Сальвадор Дали Доменек. Сон вызванный полётом пчелы около плода граната за секунду перед пробуждением (1944). Музей Тиссен-Борнемиса, г. Мадрид



Сюрреализм по-новому обращается к опыту человеческих переживаний и является значительным экспериментально-художественным прорывом в искусстве XX века, но он весьма закономерен, а потому гармонично вписывается в общее развитие искусства. Все это дает возможность понять текущую выставку, а также немного углубиться в притягательный и столь далекий мир каталонского искусства.


Текст:
Юлия Буторина
Фото:
Фото из официальных источников