Тотальная нелюбовь | Бинокль

Тотальная нелюбовь

14 июня12:05
257

Андрей Звягинцев представил на Каннском кинофестивале новый фильм «Нелюбовь», который покорил жюри и вызвал восторг у зрителей.

В центре картины обычная среднестатистическая российская семья, находящаяся на стадии, которую можно назвать «от любви до ненависти ‒ один шаг». Каждый из супругов живет своей новой жизнью. Она (жена Женя) находит мужскую опору в мужчине старше ее. Он же (муж Борис) повторяет ошибки молодости, начав отношения с молодой девушкой, которая уже успела от него забеременеть. 

В этой пустой, почти разрушившейся семье, нет места для 12-летнего сына Алеши, который, в принципе, нежеланный ребенок для этих родителей. Не выдержав такую «нелюбовь», он решает покинуть родителей навсегда.

Сюжет построен на однообразных картинах повседневной жизни общества. Рабочее утро, которое начинается с метро, где толпа толкает со стороны в сторону, постоянные переписки в айфонах, нудная работа, не приносящая никакой радости, столовские бизнес-ланчи, вечерний «Дом-2» ‒ это типичные составляющие быта. Меньше слов, больше детализации на объектах.

С первых минут кажется, что пропажа сына ‒ это повод для примирения Жени и Бориса, однако это не так. Они начинают видеть себя со стороны, понимая насколько плохими родителями были, не зная даже того, с кем дружил их сын Алеша. Фильм построен на поисках, только ищут не вовне, а в себе самих.

Музыкальное сопровождение немногословно. Напряженный тон создают нарастающие звуки рояля, которые появляются в начале и конце. Автором музыки является Евгений Гальперин. От цветового восприятия сюжета, который построен на монотонности серых оттенков, создается чувство холода.

Актерская игра заставляет сопереживать героям фильма, создается чувство как-будто это происходит в реальности с тобой, здесь и сейчас. Эпизоды постоянной ругани между ненавидящими супругами, демонстрация сложных отношений главной героини Жени с ее матерью дают нам  шанс почувствовать импульсы этой жуткой жизни.

В процессе поиска мальчика главными героями Звягинцев раскрывает моральные и этические аспекты гражданского общества. Для участкового пропажа ребенка не является делом, которое нужно расследовать, он объясняет это отсутствием ресурсов и времени. Ведь по их статистике большинство детей возвращаются обратно домой, поэтому глагол «ждать» является последним словом полицейского перед уходом. Волонтерские отряды, пришедшие на помощь, дают новый человеческий «сигнал» ‒ помощь приходит оттуда, откуда ее совсем не ждешь. Приходит мысль, что цель такого сюжета фильма ‒ показать, что взаимопонимание и единство взглядов, задач и интересов в этом эгоистичном мире все-таки возможно.

Нелюбовь родителей друг к другу, нелюбовь матери к дочери, нелюбовь матери к сыну и сына к родителям ‒ это ужасный антоним слову «любовь», который обхватывает всю идею фильма и является центральным звеном.

В киносюжете слышны телевизионные новости о войне на юго-востоке Украины. Может быть, эта деталь  тоже некая «нелюбовь» людей друг к другу, на примере конфликта на Донбассе.

Андрей Звягинцев, снимая такое кино, выворачивает наизнанку тот идеальный мир, в котором все мирно и спокойно, засыпает глаза зрителей песчинками бытового реализма. Мы узнаем в этой картине себя, после чего возникает отвратительное чувство, нежелание опускаться до «нелюбви».


Текст:
Александра Кононенко
Фото:
официальные источники