Любовь людей | Бинокль

Любовь людей

14 июня19:41
257

На сцене Karlsson Haus на Фурштатской, 30 идет спектакль «Любовь людей» независимого театрального объединения «Невидимый театр».

Зарисовка провинциальной жизни простых и искренних героев с пугающей легкостью трансформируется в социальную драму об алкоголизме и домашнем насилии. Невидящими глазами смотрят персонажи в темноту зала, флиртуя, страдая и проживая свою жизнь так, как умеют — всего час разделит школьный выпускной и виселицу.

Сценическое пространство очищено до узкого длинного прохода, в котором появляются и исчезают персонажи, будто бы прибиваемые к стене направленными на них светом и зрительским взглядом. Они почти никогда не смотрят друг на друга, существуя в двумерном пространстве и сталкиваясь только в моменты наивысшей интенсивности переживаний любви или ненависти. Зажатые между зрителями и стеной, всегда на виду и под пристальным светом, они словно не замечают сгущающейся вокруг них пустоты.

Вместе с декорациями упразднены и часть персонажей пьесы Богославского — матери главных героев — а с ними ушли и излишняя мистичность, разговоры о Боге и перегруженный призраками финал.

Спектакль запускает в зрителях процесс, подобный тому, через который проходит главная героиня Люська в исполнении ошеломительной Анны Донченко. Пустота начинает съедать изнутри, будто ты сама душила подушкой алкоголика-Кольку, потом сходила с ума в ожидании лета и умерла, так его и не дождавшись. Люська, пытаясь пережить вину за совершенное преступление, ухватывается за влюбленного в неё Сережу как за спасательный круг, но вместо этого утягивает его за собой, а с ним и зрителей. «Все нормально, все хорошо» — как заклинание повторяют раз за разом герои, неумело и безуспешно пытаясь залатать дыры в отношениях, совести и душе.

Свести весь спектакль только к социальной проблематике домашнего насилия, уже почти два года декриминализированного в России, было бы логично, но преступно по отношению к той художественной выразительности, которая найдена в этой работе. Аскетичность формы выявляет глубину содержания, и за знакомой историей о бытовом убийстве и его мучительных для души последствиях открывается жизнь обаятельных персонажей, изолированных в своем мирке, но так и не понявших, как в нем жить.

Текст:
Екатерина Долинина
Фото:
пресс-служба театра