Тридцать три истории на острове | Бинокль

Тридцать три истории на острове

09 августа14:34
257

В последние выходные июля уличные театры в девятый раз собрались на фестивале «Елагин парк». На аллеях фестиваля зрители могли встретить уже знакомого петербуржцам Непредсказуемого предсказателя, проверить скорость полёта кнута и пройтись по асфальту на лыжах. О том, почему в парке были припаркованы автобусы с итальянскими номерами и кто рисует фаюмские портреты вдали от Египта — в нашем материале.

О начале шествия возвещает ритмичный бой барабанов, к небу вздымаются столбы пламени, мимо грациозно проплывают жирафы, величиной в два этажа. Не подумайте, это не африканский обряд — в таком обличии артисты прошли 26 июля от Крестовского острова к Елагину, чтобы официально открыть фестиваль уличных театров 2019 года.

Первое представление испанская труппа показала ещё 19 июля в Южно-Приморском парке. Эстафетную палочку переняла итальянская команда: уже с обеда 26 июля гостей встречал передвижной театр Teatri Mobilli. Зрительный зал и сцену труппа привезла с собой: на каждый из двух спектаклей по автобусу, вместимость одного — не более 35 зрителей, поэтому на представление пускали только по предварительной записи. Однако желающих попасть в заветный автобус оказалось немало — были и те, кто стоял на улице часами, надеясь, что появится лишнее место. Внутри счастливчиков ожидала игра форм и звуков, эмоций и смыслов.

Название спектакля Antipodi непростое — в нём скрывается несколько значений. Первоначально термин был придуман для обозначения диаметрально противоположных точек земной поверхности. Итальянские артисты обыгрывают его в виде велосипедного колеса, каждую спицу которого венчает бегущая фигура. Колесо крутится, один догоняет другого, вращение учащается, и вот уже неразличимы силуэты — всё слилось в белое кольцо. И здесь выявляется философский подтекст: кручение останавливается и обнажается иллюзорность происходящего, а фигуры по-прежнему бегут на своих местах, так и не догнав друг друга.

Три персонажа предлагают зрителю следовать за ними в путешествие к собственным антиподам. Для этого они использую различные техники кукольного и физического театра, виртуозно манипулируют предметами и тенями. Зрителей завораживают сюрреалистичные картины Дикого Запада, которые быстро сменяют друг друга. Но вот перед нами сгорбленная старушка, как и положено, в платочке. На глазах морщины разглаживаются, и актриса превращается в плачущего младенца. А через минуту она уже играет на аккордеоне, напевая знакомую нам с детства песню «Крутится, вертится шар голубой», которую хочется охарактеризовать словами Фроси Бурлаковой: «Музыка народная, слова, не знаю чьи, наверное, тоже народные». Красочные картины, созданные итальянской труппой, пленяют, но быстрые переходы между сценами не позволяют их объединить в цельную историю. Сюжет остаётся неясным.

Собственное сценическое пространство создаёт и другой зарубежный театр Compagnie Luc Amoros, который стал хедлайнером фестиваля и показал необычный спектакль «Черепаха Гогена». Автора сценария вдохновила мысль о том, что в одной из поездок на Маркизские острова Поль Гоген написал картину на панцире молодой черепахи. Возможно, спустя столетие в глубине океана всё ещё путешествует маленький передвижной музей.

Идея вылилась в необычное сценографическое решение: над толпой устанавливают шесть съёмных камер высотой девять метров. Конструкция располагается над сценой и напоминает трёхэтажное здание с огромными стеклянными окнами, шесть ячеек рождают ассоциацию с панцирем черепахи. Каждая такая камера на глазах превращается в художественную студию. Находясь внутри, художники начинают рисовать на съёмных панелях. Это своего рода полиптих — картина, разделённая на секции. От причудливых детских рисунков до автопортретов проходят считанные минуты. Мы будто прослеживаем эволюцию живописи, ускоренную в разы. Движение сопровождается мощным голосом актрисы-рассказчицы под аккомпанемент фоно и городского шума. Наконец, шесть полотен образуют единое изображение молодой женщины, напоминающее по исполнению фаюмский портрет.

Труппа задаётся вопросом о месте искусства в обществе, о роли публики и индустрии развлечений. Современные музеи сравниваются с «могилами» для произведений искусств, с «белыми гипсовыми гробницами». Быть может, поэтому кульминационной точкой представления становится именно погребальный портрет. Художники при этом повторяют друг за другом вопрос: «иначе какой смысл»? Какой бы остался смысл в утомлённом мире, если бы из него исчезло искусство? Артисты оставляют вопрос открытым, предлагая зрителю самостоятельно ответить на него.

За выходные IX Международный фестиваль уличных театров показал более 100 спектаклей. Чтобы зрители ничего не пропустили, некоторые выступления повторялись на разных площадках. В афише фестиваля нам удалось насчитать 33 театральные истории от десяти стран участниц. Организаторы рассказывают, что проект зародился в 2010 году, тогда же была апробирована «пилотная» версия фестиваля. Но официально «Елагин парк» стартовал годом позже, в 2011-м. Фестивалей подобного формата в Петербурге тогда не было. В разработке авторского проекта сотрудники Центрального парка культуры и отдыха им. Кирова использовали опыт иностранных коллег. Международным фестиваль задумывался изначально, поэтому с первых лет существования приглашались зарубежные коллективы, в основном из Западной Европы.

Марина Бережная, заместитель директора по внешним связям и развитию ЦПКиО, вспоминает, как появился «Елагин парк»: «Один сотрудник видел, как проходят уличные фестивали в Европе. Решили, что этот формат максимально подходит для парка. Попробовали — понравилось и прижилось. Мы поняли, что этим направлением надо заниматься и развивать его».

В 2019 году фестиваль привёл на площадки Елагина острова 33000 человек. Подготовка к двум главным фестивальным дням ведётся непрерывно: когда заканчивается яркий праздник, начинается работа, невидимая зрителю. Месяц спустя организаторы анализируют отзывы посетителей. В конце августа-начале сентября разворачивается следующий этап работы: режиссёрская группа едет на крупные фестивали Западной Европы, чтобы найти новые коллективы. Отбор ведётся и по сложившимся базам, после чего готовится техническая документация. Уже к Новому году становятся известны основные участники фестиваля, подтверждение от театров организаторы получают в апреле. Месяц до «Елагина парка» — самый напряжённый период работы.

Но она того стоит. Фестиваль уличных театров в Петербурге в 2018 году был замечен организаторами из Бельгии. Они приехали на площадки, чтобы отобрать участников на свой фестиваль.

28 июля «Елагин парк» завершился, и «островитяне» разъехались по домам, чтобы вновь встретиться следующим летом.

Текст:
Анастасия Котюк
Фото:
Анастасия Котюк