Будет так всегда | Бинокль

Будет так всегда

15 января18:05
257


Вокруг молодого российского кинематографа с каждым днем нарастает все больше и больше споров о целесообразности выходящих на большой экран фильмов, их качестве и значении. Молодым режиссерам редко выпадает шанс продемонстрировать свои детища для массового зрителя, а те, кому это все-таки удается, либо пропадают для зрителей также незаметно, как и появляются, либо с самых первых работ формируют у них особое представление о себе, гарантируя совместную встречу снова.


Иван И. Твердовский как раз относится ко второму типу. В своих первых картинах он сразу показал, что на его фильмах зритель вряд ли сможет прожевать попкорн, да и сложно представить попкорнового зрителя на кино такого рода. В каждой своей картине Твердовский поднимает определенную социальную тему. То ли с годами, то ли с нарастающим количеством фильмов эти темы от кричащих и трепещущих становятся более тонкими и психологичными.


Его новая картина «Зоология» - пример сюрреалистичной, психологической драмы, где основополагающая проблема обрела настоящую материю и форму уродливого человеческого хвоста, живущего почти самостоятельной жизнью. Это больше похоже на кинематографическую притчу, которую, скорее всего, смог бы оценить Николай Васильевич Гоголь.


По сюжету «в уездном городе N», у одинокой женщины Наташи, сотрудницы местного зоопарка, которая ведет тихую незаметную жизнь, курит тайком в подъезде от мамы и засматривается после работы на недостижимый горизонт, одним утром вырастает длинный хвост. По городу мгновенно поползли слухи и сплетни, женщину с хвостом местные жители тут же окрестили малоприятным словом «хвостоноска». Мама Наташи за обедом заговорщически делится с дочкой историями соседок про бесноватую с хвостом, не подозревая, что она та самая женщина. Наташа в ответ на это лишь звучно смеется. Чтобы как-то разобраться с тем, что происходит, она направляется к врачу. Наташа стыдливо прячет глаза и тихо разговаривает в кабинете, как будто у нее не хвост, а какое-нибудь неприятное инфекционное заболевание. Но докторов, похоже, ситуация с наташиным хвостом нисколько не удивляет, а напротив, ее как будто не замечают, упрямо таращась на рентгеновский снимок, вместо того, чтобы просто принять факт и работать с ним. Единственный человек, этакий прототип принца на белом коне, обаятельный молодой рентгенолог не видит в хвосте героини ничего страшного, разговаривает с ней не как с безликим пациентом. Наташа расцветает, больше не смотрит на свой хвост как на уродливый изъян, а воспринимает его как свою особенность.



На видимый невооруженным глазом символизм в картине можно смотреть с разных сторон, здесь вырисовываются как явные психологические и социальные аспекты, так и с точки зрения психоанализа образ хвоста может рассказать много любопытного.


Наташа всю свою жизнь прожила в тени, и со временем сама превратилась в тень, у которой нет ни голоса, ни образа, ни личной жизни. И вот внезапно на нее обрушивается нечто, что отличает ее от окружающих людей, нечто сильное, пугающее и независимое. Ей некомфортно и неуютно, ведь теперь общество перестанет Наташу принимать, ее возненавидят, потому что она непохожа на всех.


Но завязавшийся роман с рентгенологом помогает ей принять себя вместе со своим хвостом, потому что ему это в ней нравится. Еще утром отросший хвост казался ей проклятьем, сейчас помогает ей выбираться из тени, в которой она привыкла жить.



Но Твердовский говорит, что сказок в современном мире все-таки не бывает. Человека, просуществовавшего столько лет в подполье, жизнь и свежий воздух будут только пугать, при любой удобной возможности он будет стремиться вновь вернуться в свою привычную зону комфорта. Конфликты коллегами на работе из-за ее нового внешнего вида, россказни бабулек в больнице по поводу бесноватой хвостоностки, которая якобы может уничтожить взглядом, и, как оказалось, неудавшийся роман с принцем, которого больше привлекал хвост, чем Наташа - все это в конце концов сломило учившееся летать существо. Даже мать Наташи, исписавшая в квартире все стены маленькими красными крестами, чтобы защититься от хвостоноски, не признала для себя существование хвоста у дочери, когда она сама его продемонстрировала. Мать предпочла мгновенно это стереть из памяти, как недоразумение и предпочесть по-прежнему думать, что хвостоноска - это кто-то другой. Конечно же, для Наташи, во всех свалившихся на нее «бедах», виноват ее хвост. Именно из-за него у нее началась другая жизнь. И именно от него нужно избавиться, чтобы все стало как прежде. Она решает его отрезать. Титры.


В итоге то, что сделало ее особенным в конечном счете и убило, потому что у Наташи не хватило силы воли бороться с социумом. Он ее полностью проглотил.


Картины Ивана Твердовского больше представляют собой внутренний опыт, абстрактную модель социальных и психологических проблем с возможным исходом. В интервью «Биноклю»  с кинофестиваля «Послание к человеку» он говорил: «Мне хочется, чтобы человек пришел и задумался о чем-то, чтобы немножко включил свой мозг относительно общеважных проблем и вещей, которые вокруг нас происходят».



Как ни странно, хвост героини отлично вписался в местный колорит со звероподобным окружением, во время просмотра почти теряется ощущение фантастичности истории. Безупречная игра Натальи Павленковой, которую Твердовский полюбил снимать в своих фильмах, заставляет верить в правдоподобность такой ситуации. На прошедшем «Кинотавре» за работу в этом фильме она получила приз за лучшую женскую роль. Атмосфера неизвестного города, в котором происходили события, отражает внутреннее состояние героини, такое же уныние и серость, даже зоопарк с животными, здесь безлюдный и холодный. А где-то вдалеке безуспешно манит недостижимый горизонт…


Текст:
Анастасия Шишкина
Фото:
Фото из официальных источников