О Довлатове | Бинокль

О Довлатове

15 апреля01:36
257

Текущий год объявлен годом литературы, и первым в череде фильмов про выдающихся литературных деятелей стал фильм «Довлатов».

Кино Алексея Германа-младшего, которого справедливо можно упрекать в молочности картинки, что было и в «Бумажном солдате», и в предыдущем опусе режиссера «Под электрическими облаками» рассказывает про писателя в присущей ему манере. Очевидно, что режиссера интересовал в большей степени лирический герой с мятущейся душой. И его «Довлатов» ровно таким и получился, писатель перед большим событием в своей жизни слоняется по редакциям в надежде на публикации, но везде получает отказ. Пространство фильма вмиг считываемо - Петербург с его коммунальными квартирами, интеллигентными бабулями и живописными видами.

Жизнь в коммунальных квартирах, очередь в ванную, квартирники, на которых у поэтов и писателей была возможность протестировать свое творчество на публике. Написать заметку в местную газету про съемки фильма о Достоевском, опоздать на встречу с дочерью, поругаться с ее матерью, но обязательна и как будто бы неизбежна прогулка с Бродским. Не хотелось бы излишне упрекать автора в отсутствии грамотных драматургических ходов, но такое ощущение, что он решает пойти по легкому пути, выбрав связующим звеном между мытарствами и фланированиями героя фигуру Иосифа Александровича. Особенно запоминается титр в конце, где нам напоминают о том, насколько велик и важен был Бродский для нашей литературы, а Сережа, Сережа он так, журналист, внимающий и внемлющий, лишь несет дочь домой на руках и думает о великом.

Кажется, фигура Довлатова в этом фильме дана лишь для того, чтобы через него транслировать напряженную атмосферу в стране (перед эмиграцией Бродского) и показать, как стильно одевались в далекие семидесятые. Впрочем, за удачные живописные ракурсы и прочие художественные изыски в фильме стоит сказать спасибо художнику-постановщику картины Елене Окопной, которая заслуженно взяла своего Серебряного медведя на Берлинском кинофестивале. Не стоит забывать о том, что все-таки это авторское кино, что Герман-младший на каждом углу этой ленты доказывает долгими ракурсами. Помогают ему в этом вдумчивые взгляды актера сербского происхождения Милана Марича. К тому же, фильм заранее не был обозначен как история успеха, ведь все, что нужно знать про писателя, можно найти в его книгах, а в крайнем случае - прочитать у Гениса.

Кино про Довлатова – это возможность окунуться в советский мир и поностальгировать, если задача режиссера была такова, то он удачно с ней справился.


Текст:
Полина Трофимова
Фото:
официальные источники