Монпарнас здесь | Бинокль

Монпарнас здесь

16 марта19:21
257

До 25 марта в музее Фаберже можно посетить выставку, представляющую работы таких значимых художников как Модильяни, Сутин, Утрилло, а также многих других. Представленные художники не имеют общей школы, и их творчество подчас очень различно как в техническом, так и в сюжетном отношениях. Однако всех их объединяет нечто другое, а именно единая культурная среда, в которой они жили и творили. Все они художники Монпарнаса, культового и богемного в 1920-е годы района Парижа. Все работы на выставке находятся в частных коллекциях и широкой публике представлялись лишь несколько раз за последнее десятилетие, а поэтому хочется еще раз отметить уникальность экспозиции.

Стоит учитывать специфичность работ ключевых художников. Даже в сравнении с самыми авангардными художниками того периода произведения Модильяни и Сутина могут шокировать. Например, очень сильное и гнетущее впечатление производят такие портреты Хаима Сутина как «Безумная» и «Женщина в зеленом». Глядя на них, мы видим искривленные фигуры с подчеркнуто непропорциональными огромными руками. Однако уродливость и непропорциональность этих портретов словно раскрывают внутреннюю сущность изображенных на них женщин и позволяют увидеть присущую им изможденность и болезненность. Искривленные и словно горбатые тела женщин будто отражают их душевную искалеченность.

Кроме портретов, Сутин писал, конечно, и другие сюжеты. Так, в его творчестве отчетливо выделяются картины, изображающие туши животных. Хаима Сутина волнует изображение внутренностей как в прямом, так и в переносном смысле. Портретные картины художника, так же, как и его картины с тушами животных, раскрывают внутренность изображенных на них персонажей - внешне непривлекательную, зато являющуюся, по мнению художника, их истинной сущностью.

Портреты Модильяни представляют не меньший, если даже не больший интерес. В творчестве этих двух художников, Модильяни и Сутина, являвшихся близкими друзьями, можно увидеть некоторые сходства. Однако каждому из них, конечно, присущ свой особый стиль. Фигуры с портретов Модильяни так же, как и у Сутина, нарочно искажены в пропорциях. Однако непропорциональность фигур Модильяни иная, несколько более гармоничная. Он акцентирует внимание на контуре, за счет чего персонажи его портретов более изящны и даже возвышенны. Подчас они также вызывают тревожное ощущение, но зрители глубоко проникается ими.

Помимо вышеназванных авторов на выставке можно увидеть работы других художников, которые хоть и менее известны, но в силу своей своебразности не менее интересны. Поскольку на выставке представлены работы больше десятка художников Монпарнаса, каждый сможет открыть для себя новое имя в искусстве того периода. Так, открытием могут стать работы Моисея Кислинга, завораживающие своей насыщенной цветопередачей. Стоит учитывать, что вживую любая картина воспринимается иначе, и прежде малоинтересный художник может привлечь к себе внимание. К тому же, стоит не забывать, что многие работы нельзя увидеть в музее, поскольку они находятся в частных коллекциях. Помимо этого, главные художники выставки по-настоящему самобытны, всемирно признаны и известны - что, в совокупности, должно преодолеть сомнения насчёт того, стоит ли идти на эту выставку.


Текст:
Юлия Буторина
Фото:
пресс-служба Музея Фаберже