«Главное, чтобы это шло» | Бинокль

«Главное, чтобы это шло»

16 мая14:15
257

В эпоху застоя петербургской моды мы задали несколько насущных вопросов участникам фешн-индустрии. Они рассказали про молодых дизайнеров, продажи, одежду и почему ничего не происходит.



НИКИТА КОНДРУШЕНКО
председатель наблюдательного совета Fashion Syndicate St.Petersburg и художественный руководитель St. Petersburg Fashion Week


Имя какого молодого петербургского дизайнера вы для себя отмечаете сейчас и почему?

К сожалению, не могу сказать, чтобы я кого-то выделял - не вижу выдающихся достижений. И такое наблюдение достаточно давнее - последним ярким дизайнером был Давид Кома.


Одежду каких дизайнеров или масс-маркета вы лично для себя предпочитаете сейчас?

Не могу сказать, что у меня есть какое-то одно предпочтение - я человек широкой эстетической позиции. Действительно, есть обстоятельства, по которым я не могу носить все, что хотел бы. Мой любимый дизайнер из неклассической одежды - это Рик Оуэнс.


В чем, по-вашему, сейчас секрет успеха в подаче русских дизайнеров в онлайн и офлайн продажах?

Во-первых, клиенты разные, так что универсально эффективного приема нет. Во-вторых, русские дизайнеры достаточно молоды, они рано начинают работать и интернет дает эту возможность: эта очень молодая одежда создается для молодых людей, которые живут в интернете. Поэтому он сегодня - очень важный инструмент продаж. Благодаря интернету дизайнер может позволить себе не иметь офиса продаж. Кроме того, поскольку производства кустарные и работают по заказам, молодой дизайнер просто не может себе позволить такой салон. У нас множество институтов, выпускающих каждый год «специалистов», но нет индустрии, которая востребовала бы такое количество дизайнеров.


Трудно сказать, что есть успех у русских дизайнеров. Действительно, есть интерес потребителя, обращенный на русских дизайнеров, но он выражается отнюдь не в продажах в десятках и сотнях тысяч экземпляров хотя бы потому, что русские дизайнеры не могут обеспечить такой тираж. Кроме того, не стоит забывать, что сегмент по-настоящему модных людей в стране не велик относительно общего количества населения, основная масса которого прекрасно обходится южно-азиатской швейной продукцией. Речь идет об узкой прослойке людей, которые не имеют достаточно средств, чтобы купить себе одежду каких-то больших западных марок.


Какие возможности для бизнеса открыли дизайнерам новые условия в политике и экономике?

Для швейного производства возможности открылись, а для дизайнеров - вряд ли. В нашей стране эти категории надо разделять. А интерес к русским дизайнерам обусловлен и ценовой доступностью, и патриотическими настроениями, в чем есть идеологическая составляющая. Есть и некоторые оригинальные дизайнерские решения.


Русские дизайнеры работают в крайне невыгодных обстоятельствах, чтобы элементарно выжить. Если бы западные коллеги прикладывали такое количество энергии, изворотливости и ума на преодоление таких обстоятельств, как наши, то они бы добились просто грандиозных успехов.


Российская мода - креативна, талантлива - на самом деле, много одаренных людей, но провинциальность внутри головы сильно мешает бизнесу. Дизайнеры в плане бизнеса не профессиональны, у нас нет квалифицированного менеджмента, а дизайнеры вынуждены быть многостаночниками. Это поправимо технически при грамотном инвестировании. Мода дает огромное количество денег, но для этого нужно и огромное их количество вложить. Когда же экономические обстоятельства сложатся так, что интерес спонсора к моде возникнет, нам неведомо знать. Мы всем пытаемся объяснить, что для того, чтобы решить вопрос бед такого кустарного производства, нужно объединяться - для этого и нужен Синдикат Моды.



ТАТЬЯНА ПАРФЕНОВА
модельер, директор модного дома «Татьяна Парфенова»


Имя какого молодого петербургского дизайнера вы для себя отмечаете сейчас и почему?

Дизайнер, которого я отмечаю, родился и получил образование не в Петербурге, но, надо сказать, по духу он становится все более и более петербургским. То есть - достаточно аскетичным, отлично слышащим и понимающим в окружающем происходящем и быстро осваивающимся. Это мой ассистент - Денис Ведренцев. Конечно, у него вторая роль в Модном Доме. Он очень крепкий, качественный и активный. С момента окончания института и победы на «Русском силуэте», на котором его выбрали для стажировке в Модном Доме, он значительно продвинулся.


Вы носите одежду только собственного Модного Дома, или еще масс-маркет какой-то может быть?

Я ношу однотипную одежду, свою.


Как будут выглядеть модные петербурженка и петербуржец в этом сезоне?

Люди не так энергично меняют свою одежду, как подиумы - коллекции. Конечно, гардероб пополнится определенными трендами. Однако, обычно, те люди, которые занимаются модой, не склонны следовать журнальным рекомендациям.


В чем, по-вашему, сейчас секрет успеха в подаче русских дизайнеров в онлайн и офлайн продажах?

Не могу сказать - я в этом не разбираюсь.


Какие новые творческие и бизнес-возможности открыли для вас сложившиеся условия в политике и экономике?

Полагаю, никаких. Я думаю, что выделение и освоение бюджета будет происходить среди таких шустрых людей, которые будут делать ставку на растущие молодые бренды для того, чтобы растворить эти материальные средства. Поэтому такие программы не коснутся таких крупных компаний, как наша. Если вложить деньги в наш бренд, то новые направления пополнятся или откроются, и будет видно, как эти средства будут работать. Молодым же можно заложить платформу, и она не даст сразу результата. Поэтому сейчас, мне кажется, будут активно растворять средства, и я в этом случае, конечно, не оптимист - не очень верю в это. И потом, импортозамещение, о чем все так активно говорят, все-таки касается тяжелой и военной промышленности. Легкая же не так важна сейчас для России, поскольку она не приносит достаточного количества материальных средств государству. Россия слишком большая и слишком много всего имеет, чтобы заниматься бизнесом, в котором и десяти процентов рентабельности нет. Хотя, может, я и не права - я не аналитик. Но я думаю, что для нашей страны была бы замечательной ситуация роста кустарных производств: они могут дать возможность красиво, разнообразно и качественно одевать людей. Такой славный путь привел к очень большим оборотам Италию и Францию.



ВЕРОНИКА ТОПЫЧКАНОВА
совладелец магазина одежды российских брендов 8-Store


Имя какого молодого петербургского дизайнера вы для себя отмечаете сейчас и почему?

Сложно выделить конкретное имя, потому что петербургских дизайнеров много и все они очень разные. Самым смелым уже который сезон я считаю бренд Saint Tokyo. Из новых же имен мне нравится бренд Лены Максимовой с двумя линейками UOT и MUUS. Самый перспективный дизайнер - Ася Мальберштейн, вот уже на протяжении пяти лет выпускающая аксессуары и базовую одежду.


Одежду каких дизайнеров или масс-маркета вы предпочитаете для себя сейчас?

Я предпочитаю одеваться в моем магазине - мне важно оценить лично качество вещей и их посадку, ведь если ты не можешь выбрать вещь в своем магазине для себя самого, то это значит, что подборка не верна. В масс-маркете же я одеваюсь редко: оттуда есть пара базовых вещей. Из дизайнеров, представленных в магазине, мне подходят почти все: есть вещи Аси Мальберштейн, Jana Segetti и других.


Как будут выглядеть модные петербурженка и петербуржец в этом сезоне?

Я бы не хотела, чтобы модные петербуржцы выглядели как-то определенно в этом сезоне - слепое следование трендам мне кажется не совсем разумным. Я бы хотела, чтобы каждый житель нашего города нашел свой собственный определенный и неповторимый стиль и сочетал качественные базовые вещи с интересными аксессуарами. Кто-то будет ходить в одежде из секонд-хенда, кто-то - в брендовой одежде, а кто-то будет смешивать - главное, чтобы это шло.


В чем, по-вашему, сейчас секрет успеха в подаче русских дизайнеров в онлайн и офлайн продажах?

Секрет успеха имеет много составляющих. Прежде всего - это контент - в первую очередь, визуальный, который должен содержать основную дизайн-идею и демонстрировать достойное качество. Так же, это понимание дизайнером его целевой аудитории. Все должно быть взаимосвязано: реальность и интернет. Пожалуй, самое важное в офлайн продажах, это соотношение цены и качества. Так, экспериментальная и единственная вещь в коллекции может стоить дешевле, а классическая и сделанная очень хорошо - дороже. Нужно сказать, что петербургский покупатель не очень темпераментный, в отличие от иностранцев или москвичей. Он более сознательный - будет долго выбирать вещь, соотнося ее с гардеробом. Поэтому визуально эффектная подача ему не так важна.


Какие новые бизнес-возможности открыли для вас сложившиеся условия в политике и экономике?

Иностранцам стало в два раза выгоднее одеваться в нашем магазине, чем было до этого. С точки зрения русских же граждан, то я не знаю, что для них открыл кризис потребления: с одной стороны, они стали больше обращать внимание на русских дизайнеров, а с другой - очевидно, у них стало меньше возможности радовать себя пополнением гардероба



АРИНА ЯРОШЕВСКАЯ
PR-директор петербургской марки одежды Facile


Имя какого молодого петербургского дизайнера вы для себя отмечаете сейчас и почему?

Из молодых локальных дизайнеров мне импонирует Алина Муха. Мне нравится ее немного агрессивная эстетика.


Одежду каких дизайнеров или масс-маркета вы предпочитаете для себя сейчас?

Что касается масс-маркета, то я давний поклонник Zara и H&M. Zara - это тот бренд, который подхватывает последние тренды. Чтобы не тратиться на какие-то самые последние тенденции, там можно купить все необходимое. А из дизайнеров буду носить Facile - новая коллекция как раз на выходе.


Как будут выглядеть модные петербурженка и петербуржец в этом сезоне?

Мне кажется, петербуржцы не зациклены на каких-то остро модных трендах, а хотят выразить свой стиль и то, что у них внутри. Естественно, их творческая натура будет проявляться во внешнем облике. Кроме того, люди сейчас ценят комфорт и удобство - многие предпочитают повседневную одежду - кеды, джинсы, базовые вещи, но именно с добавлением изюминок.


В чем, по-вашему, сейчас секрет успеха в подаче русских дизайнеров в онлайн и офлайн продажах?

В первую очередь, необходимо необычно преподнести свою коллекцию - и в магазине, и в интернете. Байер должен увидеть харизму образа, который преподносит бренд своему покупателю. Если бренд хочет, чтобы его заметили, он должен устроить какой-то необычный перформанс, демонстрирующий его характер. Секрет успеха в онлайн - это интересный инфоповод. Это может быть коллаборация бренда с художником.


Какие новые бизнес-возможности открыли для вас сложившиеся условия в политике и экономике?

Сейчас проходит огромное количество мероприятий - разнообразные конкурсы, где молодым дизайнерам всячески оказывается помощь. Она либо выражается в инфоподдержке, если журнал является партнером события, либо исходит от спонсора, который верит в тот или иной бренд. Сейчас стало намного проще найти человека, который может помочь, с ним проще стало встретиться.



КСЕНИЯ ГЕРЦ
дизайнер собственной марки KSENIA GERTZ


Имя какого петербургского дизайнера вы для себя отмечаете и почему?

Конечно, Татьяну Парфенову. Она меня всегда вдохновляла своим подходом и своими работами. Она делает не просто сезонные коллекции, а целые истории, которые можно рассматривать, как картины, и наслаждаться ими, желать их.


Вы носите одежду только собственной марки, или еще масс-маркет какой-то может быть?

На самом деле, я очень редко ношу свою одежду, потому что в процессе ее создания немного устаю от нее. Когда я что-то делаю, то с удовольствием, и, в первую очередь, применяю это на себя: «Надела бы я это или нет». Но я столь много ее делаю, что перенасыщаюсь, и мне хочется просто одеться в белое или черное. А масс-маркет, он сейчас весь так похож: все пытаются угнаться за одними и теми же трендами, сделать похожие вещи.


Как будут выглядеть модные петербурженка и петербуржец в этом сезоне?

Это сложный вопрос для меня, потому что я не слежу за тенденциями, а пытаюсь делать уникальные вещи - одинакового очень много же. Я не слежу за неделями моды, а больше люблю смотреть за выпускниками каких-то вузов, потому что они еще не помешаны на коммерции, они выдают свежий взгляд в своем продукте.


Я подписана на несколько марок в «Инстаграме», даже российских, и исходя из этого могу сказать, что будет популярна джинса, укороченные брюки, кроп-топы, многослойность.


В чем, по-вашему, сейчас секрет успеха в подаче русских дизайнеров в онлайн и офлайн продажах?

Это грамотное ведение аккаунтов, чем должен заниматься отдельный специалист. Красивая история должна быть видна на хорошего качества фотографиях, ведь покупатель в интернете видит картинку. Плюс, что-то интересное должно быть - коллаборации, например, потому что рынок русских дизайнеров уже перенасыщен. Показывать вещи нужно на реальных людях, а не на безжизненных манекенах. Либо наоборот в сюрреалистическом формате, оставляющем место для фантазии. В магазинах же покупателям важны тактильные ощущения. Другой важный момент - бонусы. Так, своим клиентам, покупающим в интернете, я кладу в посылку еще какие-нибудь сюрпризы: клатчик, сумочку, маленький топ. Кроме того, пусть у меня не супер-красивая упаковка вещей - текстильные пакеты, но зачастую мне пишут и о ней, как о первом эффектном впечатлении. Клиенты будут эти пакеты использовать дальше для своих целей. И они возвращаются ко мне за покупками.


Какие новые бизнес-возможности открыли для вас сложившиеся условия в политике и экономике?

Резко это ничего не принесло. Продвижение начинается, но это все будет тяжело и долго. Моя марка еще не настолько большая, чтобы чувствовать плюсы и минусы этих условий, да я и не хотела бы быть большой маркой, потому что хочу сохранить уникальность продукта. Государство начинает проявлять интерес к молодым местным дизайнерам. Так, например, мне недавно прислали письмо о том, что меня рассматривают как кандидата на участие в выставке в Париже. Московский журнал PROfashion собирает дизайнеров, отправляет заявку государству на выделение средств.


_________________

Сегодня все игроки фешн-бизнеса, не только в Петербурге, сталкиваются с огромным рядом проблем, решение которых, как показала беседа, всем участникам индустрии видится по-разному. Кто-то верит в кустарное производство, а кто-то мыслит «по-российски» - пропорционально масштабам страны. В чем спикеры оказались единогласны, так это во взгляде на петербургский стиль - индивидуализм, выраженный в «изюминках», надетых поверх базовых вещей. Сегодня петербургская мода с трудом пытается балансировать на грани бизнеса и искусства.

Текст:
Евгений Богомазов
Фото:
из личных архивов интервьюируемых