Текст между нами | Бинокль

Текст между нами

18 ноября17:03
257

Когда нужно вовремя остановиться, будучи съедаемым желанием мести? Каково это — чувствовать вину за погубленную жизнь другого человека? Всегда ли человек — то, чем кажется? На эти вопросы пытается найти фильм «Текст».

Новая эмоциональная картина Клима Шипенко по роману Дмитрия Глуховского вышла в прокат 24 октября. Режиссёр не уходит от темы зависимости людей от материальных вещей, манипуляций и шантажа, ранее ярко прозвучавших в его фильме «Как поднять миллион». Новая работа Шипенко также полна эпатажа и драйва.

События разворачиваются вокруг главного героя в исполнении Александра Петрова – Ильи Горюнова (многие уже провели параллель с Иваном Голуновым — совпадение случайное, но символическое), который отсидел в тюрьме семь лет по обвинению в распространении наркотиков. Обвинения оказываются ложными — наркотики ему подбрасывает молодой полицейский Пётр Хазин (Иван Янковский). Когда Илья наконец-то оказывается на свободе, им движет непреодолимое желание отомстить тому, из-за кого он лишился возможности жить полной жизнью.

С целью превратить жизнь своего врага в ад, Илья крадет его телефон и притворяется Петром, переписываясь с родственниками молодого человека, его девушкой, партнёрами. В общем, герой получает полный доступ к жизни Петра и управляет ей, как вздумается. Теперь все играют по правилам Горюнова.

Быстрый ритм фильма и развитие событий не запутывают зрителя благодаря чёткой логической последовательности, которая раскрывается с помощью предметной символики (например, разумеется, телефон и текст на его экране), а также профессиональному и качественному монтажу. Несмотря на частые сцены, где главный герой по нескольку минут смотрит в стену, на долгие крупные планы, картина не теряет развития — у зрителя создается эффект «присутствия», появляется возможность посмотреть на мир глазами главного героя.

Нельзя оставить без внимания и концепт перехода от настоящей жизни к виртуальной реальности. Два совершенно разных мира находятся под влиянием друг друга. И если нарушить эту тонкую грань, то можно разрушить все «настоящее», что есть в жизни. Грань проходит и между понятиями человечности. Герой Александра Петрова вызывает у зрителя двойственное отношение на протяжении всего хронометража: кто же он — несчастный человек, обиженный судьбой, или убийца? Тоже самое и с его антагонистом. Можно ли считать человеком того, кто уничтожает жизни других людей, манипулирует властями и подкидывает наркотики студентам? Или же это можно объяснить психологической травмой из прошлого и решить, что каждый имеет право на ошибку? Подобные двойственные персонажи у Петрова всегда получались очень эмоциональными – вспомним Артёма из «Притяжения» или Вадика из «Закона каменных джунглей». Янковскому, неоднократно упрекаемому в принадлежности к «золотой молодёжи», также удалось перенести на экран образ, частично близкий его собственному медийному образу.

Заглавным саундтреком к фильму стал трек Басты «Страшно так жить». Песня, очевидно, олицетворяет собой внутреннее противостояние, неоднозначность героя. Атмосферу картине в целом задают композиции Николая Ростова, ранее подбирающего музыку к сериалу «Екатерина».

«Текст» содержит в себе смыслы, которые интересно разгадывать с каждой минутой. Фильм раскрывает проблемы взаимоотношения людей (на примере Петра и его отца, его девушки Нины), а также связь реальной жизни с жизнью на экране смартфона. Последняя показана наиболее убедительно, поскольку на протяжении всей картины перевоплощение главного героя в своего антагониста, живого только в оставшихся в телефоне сообщениях, видео, становится практически незаметным (здесь вам и «Двойник» Достоевского и даже «Тень» Андерсена). Грань между своим и чужим, справедливостью и преступлением, реальным и виртуальным неимоверно истончилась в современном мире, и настоящий Человек должен правильно почувствовать её — «Текст» честно говорит об этом. Именно поэтому это важное, актуальное кино.

Текст:
Валентина Ридель
Фото:
Официальные источники