Гений и грех | Бинокль

Гений и грех

15 декабря19:28
257

14 ноября в российских кинотеатрах вышел новый фильм Андрея Кончаловского  «Грех». Хоть сюжет и посвящён жизни Микеланджело Буонарроти, именитый режиссёр приготовил не дотошную биографическую картину, а философское исследование на ряд сложных вопросов. А также нас ждет не совсем привычный взгляд на эпоху Ренессанса.

Микеланджело. Гений или безумец? А в чём разница? В любом случае Микеланджело всё ещё человек, подверженный страстям. И грехам. Одно дело  произведения, поражающие своей возвышенностью и божественной красотой, но на сколько сильно с ними контрастирует сам творец? Какова цена каждого шедевра? Эти вопросы исследует в своей новой картине Андрей Кончаловский, заручившись поддержкой фонда кино.

Тяжёлое, порой монотонное повествование погружает нас в эпоху ренессанса, но далеко не такую прекрасную и богатую красками, как принято ее изображать. Фильм снят на итальянском языке, отечественный дубляж наложен поверх оригинального специально, чтобы и русскоязычные зрители слышали и чувствовали язык, на котором говорил гений и его соотечественники.

Сюжет концентрируется на нескольких годах из жизни Микеланджело, сыгранного Альберто Тестоне. За преданность гениального скульптора и художника борются два из самых влиятельных семейства средневековой Италии  Делла Ровере и Медичи. Микеланджело запечатлен в ту пору, когда ему нужно расписать свод Сикстинской капеллы, создать гробницу папы Юлия II и фасад Базилики Сан-Лоренцо во Флоренции. Повествование прерывается посещениями карьеров Каррару, где добывается необходимый мрамор.

Кончаловского интересуют глубоко философские вопросы. Герой картины, несмотря на ореол гениальности, обычный человек, подверженный многим порокам: гневу, гордыне и т.д.

Картина пестрит метафорами  от нападения бешеной собаки и вещих снов до посещения призраков. Чувствуется сильное влияние «Божественной комедии» Данте. Один из главных образов киноленты  огромная глыба, «Монстр», которая должна стать материалом для очередного шедевра мастера. Доставить такой беспрецедентно большой кусок  всё равно что совершить подвиг. Пускай Микеланджело и добивается своего, но это стоит жизни одного из рабочих. Амбиции творца ставятся выше чужих жизней, но об этом никто не вспомнит. Помнить будут о шедеврах. Делает ли это грех менее тяжким?

Перед нами труд восьми лет подготовки, кропотливого сбора и изучения материалов эпохи возрождения. Снимать «Грех» старались в максимально приближенных к местам из жизни и творчества Микеланджело локациях. В Риме специально частично воссоздали интерьеры и Сикстинскую капеллу в реальную величину. Кончаловскому удалось сделать несколько кадров и во Флоренции, имея возможность снимать там только рано утром.

Декорации полны грязи и темноты, из окон льются помои, а в тёмном углу люди утоляют свою страсть. Атмосфера удушлива и насыщена пылью. Кадры фильма напрямую контрастируют с той вылизанной красотой и напыщенностью, которую демонстрируют типичные картины той эпохи. Приземлённая реальность, как бы мерзка она ни была. Люди или болеют, или пьянствуют, или спорят. Тут и там всплывает проблема с деньгами.

Сам Микеланджело  сгорбленный, подозрительный и не общительный. Он имеет чёткую цель в жизни и пытается успеть воплотить все свои идеи, пока жизнь не подошла к концу. Он не ест, не пьет, не моется лишний раз  на такое нельзя тратить время. На творца давят представители враждующих семей, заставляя выбрать одного покровителя, выполнять только свои заказы и укладываться в сжатые сроки. А талант так легко не обуздать. Микеланджело готов работать годами, пытаясь передать мрамору красоту жизни. Готов выполнять заказы обеих сторон. Главное искусство, а деньгам нет счёта. Можно ли здесь провести параллель с самим режиссёром?

И главное: насколько тяжёл грех Микеланджело? В попытках всем своим талантом вдохнуть жизнь в мёртвый мрамор он невольно противопоставляет себя богу.

«Грех» исследует взаимоотношения государства и человека, который желает творить. Противопоставляет божественное и земное. Здоровые амбиции и больные тела. Фильм раскрывает проблемы таланта и того, насколько творец ограничен давлением власть имущих и своими же человеческими слабостями.

Внешний мир чужд герою. Он полон искушений и проблем, поэтому в конце Микеланджело и запирается в комнате на несколько дней, желая достичь некого покоя. Человек, посвятивший жизнь искусству, не живет, а выживает в мире пороков. Легко сломаться в вечной борьбе с грехами и обстоятельствами.

Кинокартина не должна нравится. Она должна вызывать мысли, подталкивать к осмыслению нравственных проблем, проникновению в природу греха. Можно как угодно относиться к творчеству Кончаловского, но каждый его фильм  это, конечно, событие.

Текст:
Олег Краснов
Фото:
Официальные источники