Гений и грех
14 ноября в российских кинотеатрах вышел новый фильм Андрея Кончаловского — «Грех». Хоть сюжет и посвящён жизни Микеланджело Буонарроти, именитый режиссёр приготовил не дотошную биографическую картину, а философское исследование на ряд сложных вопросов. А также нас ждет не совсем привычный взгляд на эпоху Ренессанса.
Микеланджело. Гений или безумец? А в чём разница? В любом случае Микеланджело всё ещё человек, подверженный страстям. И грехам. Одно дело — произведения, поражающие своей возвышенностью и божественной красотой, но на сколько сильно с ними контрастирует сам творец? Какова цена каждого шедевра? Эти вопросы исследует в своей новой картине Андрей Кончаловский, заручившись поддержкой фонда кино.
Тяжёлое, порой монотонное повествование погружает нас в эпоху ренессанса, но далеко не такую прекрасную и богатую красками, как принято ее изображать. Фильм снят на итальянском языке, отечественный дубляж наложен поверх оригинального специально, чтобы и русскоязычные зрители слышали и чувствовали язык, на котором говорил гений и его соотечественники.
Сюжет концентрируется на нескольких годах из жизни Микеланджело, сыгранного Альберто Тестоне. За преданность гениального скульптора и художника борются два из самых влиятельных семейства средневековой Италии — Делла Ровере и Медичи. Микеланджело запечатлен в ту пору, когда ему нужно расписать свод Сикстинской капеллы, создать гробницу папы Юлия II и фасад Базилики Сан-Лоренцо во Флоренции. Повествование прерывается посещениями карьеров Каррару, где добывается необходимый мрамор.
Кончаловского интересуют глубоко философские вопросы. Герой картины, несмотря на ореол гениальности, обычный человек, подверженный многим порокам: гневу, гордыне и т.д.
Картина пестрит метафорами — от нападения бешеной собаки и вещих снов до посещения призраков. Чувствуется сильное влияние «Божественной комедии» Данте. Один из главных образов киноленты — огромная глыба, «Монстр», которая должна стать материалом для очередного шедевра мастера. Доставить такой беспрецедентно большой кусок — всё равно что совершить подвиг. Пускай Микеланджело и добивается своего, но это стоит жизни одного из рабочих. Амбиции творца ставятся выше чужих жизней, но об этом никто не вспомнит. Помнить будут о шедеврах. Делает ли это грех менее тяжким?
Перед нами труд восьми лет подготовки, кропотливого сбора и изучения материалов эпохи возрождения. Снимать «Грех» старались в максимально приближенных к местам из жизни и творчества Микеланджело локациях. В Риме специально частично воссоздали интерьеры и Сикстинскую капеллу в реальную величину. Кончаловскому удалось сделать несколько кадров и во Флоренции, имея возможность снимать там только рано утром.
Декорации полны грязи и темноты, из окон льются помои, а в тёмном углу люди утоляют свою страсть. Атмосфера удушлива и насыщена пылью. Кадры фильма напрямую контрастируют с той вылизанной красотой и напыщенностью, которую демонстрируют типичные картины той эпохи. Приземлённая реальность, как бы мерзка она ни была. Люди или болеют, или пьянствуют, или спорят. Тут и там всплывает проблема с деньгами.
Сам Микеланджело — сгорбленный, подозрительный и не общительный. Он имеет чёткую цель в жизни и пытается успеть воплотить все свои идеи, пока жизнь не подошла к концу. Он не ест, не пьет, не моется лишний раз — на такое нельзя тратить время. На творца давят представители враждующих семей, заставляя выбрать одного покровителя, выполнять только свои заказы и укладываться в сжатые сроки. А талант так легко не обуздать. Микеланджело готов работать годами, пытаясь передать мрамору красоту жизни. Готов выполнять заказы обеих сторон. Главное искусство, а деньгам нет счёта. Можно ли здесь провести параллель с самим режиссёром?
И главное: насколько тяжёл грех Микеланджело? В попытках всем своим талантом вдохнуть жизнь в мёртвый мрамор он невольно противопоставляет себя богу.
«Грех» исследует взаимоотношения государства и человека, который желает творить. Противопоставляет божественное и земное. Здоровые амбиции и больные тела. Фильм раскрывает проблемы таланта и того, насколько творец ограничен давлением власть имущих и своими же человеческими слабостями.
Внешний мир чужд герою. Он полон искушений и проблем, поэтому в конце Микеланджело и запирается в комнате на несколько дней, желая достичь некого покоя. Человек, посвятивший жизнь искусству, не живет, а выживает в мире пороков. Легко сломаться в вечной борьбе с грехами и обстоятельствами.
Кинокартина не должна нравится. Она должна вызывать мысли, подталкивать к осмыслению нравственных проблем, проникновению в природу греха. Можно как угодно относиться к творчеству Кончаловского, но каждый его фильм — это, конечно, событие.