Премия Курёхина | Бинокль

Премия Курёхина

08 мая16:26
257

Церемония вручения премии имени Курёхина состоялась 17 апреля. Премия проходила в шестой раз  в родном для нее центре, где также расположилась и выставка номинантов, включенных в шорт-лист. В этом году было решено, что в действии церемонии будут участвовать те, кто когда-либо выигрывал в номинациях. Поэтому режиссером церемонии и куратором выставки в этом году стала Екатерина Бочавар, лауреат премии за лучший кураторский проект в 2010 году и претендент на гран-при «Поп-механика» в 2011-м. За музыкальную часть был ответственен Петр Айду, который в том же 2011-м получил главный приз за «Реконструкцию утопии», будучи невключенным в шорт-лист. И режиссер, и ведущий - все из художественной среды, что и отличало премию этого года - все меньше внимания уделялось ее музыкальной составляющей, и больше - событиям арт-среды. Следует отметить, что традиция вручения премий номинантам не из шорт-листа сохранилась и в этом году. Музыкальное сопровождение церемонии исполнялось ансамблем, в котором участвовали такие персонажи, как Сергей Летов, Константин Дудаков-Кашуро, Владимир Волков и сам Петр Айду. Участие ансамбля больше сводилось к коротким техничным заставкам между номинациями.


Изначально премия, учрежденная Центром Сергея Курехина в 2010-м году - это смесь номинаций из различных жанров, таких, как музыка, театр, перформанс, поэзия, визуальные искусства. В этом году акценты в номинациях премии больше был поставлены на визуальном современном искусстве, а номинации "Поп-механика" и "Этно-механика" были вынесены отдельно в категорию "почетные".  Жюри и попечительский совет включили в себя также новых участников - учредителя петербургского Нового музея Аслана Чехоева и куратора «Manifesta 10» в Петербурге Каспера Кёнига.


Показалось странным, что в своей вступительной речи Кёниг больше отмечал здание центра Курехина, чем номинантов премии, что создало двоякое ощущение о его причастности к результатам. О здании говорил и открывавший церемонию первый заместитель председателя Комитета по культуре Санкт-Петербурга Борис Илларионов, который выразил надежду на начало реконструкции Центра в этом году.


Перейдем к номинациям. Приз "Лучший объект визуального искусства" достался петербургской художнице Татьяне Ахметгалиевой за проект «Аллергия на пыль», представленный в Русском музее и галерее Марины Гисич. Проект затрагивал тему непрекращающихся информационных потоков. Что примечательно, при вручении заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский и художник Анатолий Белкин обмотали Татьяну красными и желтыми нитками так же, как были обмотаны телевизоры с выставки.


В прошлом году жюри премии приняло решение в номинации «Лучший текст о современном искусстве» не награждать никого, зато в этом году номинантами были сборник лучших текстов The Manifesta Journal, каталог выставки «Жизнь замечательного Монро», сделанной Виктором Мазиным и Олесей Туркиной в Новом музее, сборник «Пригов и концептуализм» и «Перформанс в России: картография истории» Саши Обуховой. Победила вполне заслуженно Александра, так как каталог, сделанный в рамках выставки "Перфоманс в России: Картография истории", может быть полноценным учебником по истории русского современного искусства и перфоманса.


Calvert 22, победитель в номинации "За продвижение современного искусства в медиа", также в этом году впервые выступили учредителем собственного внеконкурсного приза в рамках премии Курёхина — стажировки в Лондоне с возможностью сотрудничества с Calvert, которая досталась польскому куратору Иоанне Варше, курировавшей прошлым летом публичную программу Manifesta 10.


"Лучшим медиа-объектом" в этот раз признали проект Романа Мокрова "Спрячь в ладонь новорожденный огонь".  Проект посвящен исследованию свадебного ритуала. Это неслучайно, так как автор работал фотографом на свадьбах, после чего представил выставку, состоящую в основном из фото, видео и перфоманса, благодаря которому каждый посетитель мог стать участником свадебной церемонии.


Лучшим проектом в общественном пространстве стала «Про.Ёлка» Петра Виноградова. Объект, который в Выксе стал одним из новых символом города после фестиваля ART OVRAG 2014, несомненно, должен быть удостоен победы в номинации на премии.


"Лучший кураторский проект" - выставка Олеси Туркиной и Виктора Мазина "Жизнь замечательного Монро". Как известно, Олеся Туркина входила в жюри премии этого года и победа в данной номинации может показаться несколько противоречивым (что тут же отметил в своем фейсбуке куратор Александр Теребенин), но Олеся входит в состав жюри не первый год и так же, как и остальные члены жюри, должна была оценить свою выставку в рамках голосования, но стоит признать, что выставка взяла победу по праву. Один из главных конкурентов "Жизни замечательного Монро", выставка "Сигнал" Петра Белого и Александра Теребенина, в тоже время получила "Лучший кураторский проект" премии "Инновация" в Москве, где Анастасия Курехина входит в жюри.


Гран-при  было решено разделить на двоих номинантов: его получил семичасовой музыкальный проект-перформанс исландца Рагнара Кьяртанссона «Горе победит счастье», показанный в рамках той же Manifesta 10 на Витебском вокзале Петербурга и «Карусель перформанса» Федора Павлова-Андреевича. Многочасовой перформанс "Sorrow conquers happiness" был впервые поставлен Рагнаром Кьяртанссоном еще в 2006 году. Через восемь лет он повторил его в рамках биенале современного искусства. Только в этот раз иностранцу пришлось семь часов напевать одну и ту же фразу не по-английски, а по-русски. Безусловно, это был очень трогательный перфоманс, но вручать премию проекту, осуществленному в рамках международной биеналле исланцем, немного странно. Но таково решение жюри. "Карусель перфоманса" заключалась в том, что девять художников целую неделю жили и работали над темой «стыд» в специально созданном карусельном пространстве, доступном зрителю, но сами не видели того, что делают их коллеги.


Победителями в музыкальных номинациях стали Atlantida Project ("Этномеханика"),  проект электронной музыки с вокальными партиями в русских этнических традициях, а также Антон Сергеев с проектом "Антон Маскелиаде и Стрит-студия Маскелиаде" ("Электромеханика").


В этом году организаторы премии поставили себе цель - провести премию динамично и, видимо, по механизму " номинанты - победители - вручение", то есть, немного чопорно по сравнению с предыдущими годами, когда премия превращалась в маленький спектакль вручения статуэток победителям. Конечно, мероприятие, лишенное зрелищности, оставляет менее яркое впечатление. Сможет ли курехинский драйв вернуться в последующие церемонии вручения?


Текст:
Екатерина Гусева
Фото:
Юлия Мохнаткина