Венера смотрит на Венеру | Бинокль

Венера смотрит на Венеру

16 августа00:57
257

До конца августа работает выставка ленинградского андеграундного художника Тимура Новикова, который в 1989 году публично отрекся от идеалов модернизма и провозгласил создание Новой Академии Изящных Искусств в пику существовавшей Академии Художеств в Петербурге. Теперь работы художника-оформителя группы «Кино» можно увидеть в стенах той самой Академии Художеств.


Новиков был постмодернистом своего времени и созданием Новой Академии Изящных Искусств, он перевернул с ног на голову казавшуюся незыблемой традицию академического искусства. Его новый «неоакадемизм» с китчевыми яркими тканевыми полотнами шел вразрез с академичными канонами, но в тоже время, изображая икон классицизма, художник все равно возвращался к ним. Новиков взял курс на «классику и красоту» и отторжение от «модернизма». Манифестом этого курса он провозглашает работу «Аполлон, попирающий красный квадрат», в которой античность возвышается над авангардом и модернизмом.



«Возможно, многие еще помнят радиопередачу с таким названием, где действуют различные герои художественной литературы всех времен, встречаясь как бы в нереальной стране. Этой стране, ее обитателям и посвящается эта книга. Мир этот огромен, и здесь демонстрируется только малая часть, подсмотренная через некие отверстия, позволяющие нам заглядывать Туда», - так Тимур Новиков вспоминает радиопередачу «В стране литературных героев» в своей одноименной книге. Попав на выставку в Отдел слепков Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, где разместилась выставка Тимура Новикова, попадаешь в ту самую «нереальную страну» - герои Тимура и слепки античных скульптур, перекликаясь между собой в залах Академии, вовлекают зрителя в игру новых интерпретаций и трактовок работ Новикова и античных скульптур.


Жители Санкт-Петербурга уже видели подобную кураторскую концепцию на выставке Фрэнсиса Бэкона в Эрмитаже. Античные статуи были отсылкой к тому, что вдохновило Бэкона на создание того или иного произведения. Здесь же перед нами другой пример взаимодействия классики и современности - они дополняют друг друга. Диалог нетленных идеалов с их интерпретацией в современном искусстве. Проходя мимо статуй, важно поймать себя на прочтении экспликаций к ним - разгадка нахождения рядом с ними текстильных коллажей Новикова, должно быть, кроется именно там. Возникает некая игра, кажется, что кураторы очень тонко проводят некую комичную линию, когда слепок Венеры смотрит на Венеру на коллаже у Новикова.



Но важно, чтобы ткани с коллажами Новикова наряду со слепками вызвали у зрителя ряд ассоциативный мыслей, догадок. Китч бархатных полотен может быть интерпретирован с китчем борьбы древних римлян, их помпезностью, нелепостью поз представленных слепков. А может, наоборот, их позы кажутся грациозными и изящными, и ткани Новикова идут к ним как дополнение интерпретаций в современном искусстве. Эта выставка - открытие и для каждого зрителя оно будет разным.



Выставка проходит до 31 августа.


Текст:
Екатерина Гусева
Фото:
Константин Островский