«Питер, я твой»: кинопризнания в любви Северной столице | Бинокль

«Питер, я твой»: кинопризнания в любви Северной столице

20 июля01:02
257

Жителям Санкт-Петербурга, его любителям и путешественникам посвящается.

В разгар туристического сезона, пока мы ждем выхода киноальманаха «Петербург. Только по любви», снятого семью женщинами-режиссерами (Рената Литвинова, Оксана Бычкова, Аксинья Гог, Авдотья Смирнова, Наталья Назарова, Анна Пармас, Наталья Кудряшова), вспоминаем и находим фильмы-признания в любви Северной столице. Отмечаем нагулянные места, строим новые маршруты и проживаем экранные истории на улицах города — то романтичного и мечтательного, то судьбоносного и мистического. Начнем по хронологии.


«Невероятные приключения итальянцев в России», Эльдар Рязанов, 1973

Если пройтись по местам со скульптурами львов, можно увидеть весь город. Как если бы следовать за героями известного фильма о поисках клада. Ведь, по сюжету, настоящие сокровища в таких местах и нужно искать! И находить любовь, красоту и истины, попутно оглядываясь на виды Исаакиевского собора, Смольного, Спаса-на-Крови, Зимнего дворца, Стрелки Васильевского острова — можно перечислять список мест, что обежали итальянские туристы в своих приключениях, полных юмора, доброй иронии и не лишенных доли нравоучительности. Город бесконечных львов представлен с лучших ракурсов, а прогулки по нему сопровождены словами гида Миронова. Любоваться, заслушиваться, смеяться, осознавать свое счастье жить в невероятном во всех смыслах городе — нужны еще причины, чтобы пересмотреть?


«Поздняя встреча», Владимир Шредель, 1978

«Я покажу Вам свой Ленинград». Получился город романтики, мостов, художников на набережных, поэтов в коммуналках, зодчих, увековеченных на улицах и влюбленности. Ведь любовь здесь развивается не только на фоне города, она развивается на фоне любви к городу, отождествляется с ним до неразрывной связи. Актриса Ленфильма и инженер из Свердловска проживают свою историю в самых красивых местах Ленинграда, а по их прогулкам можно строить маршруты экскурсий. Не тех, бездушных — «Перед вами Петропавловская крепость. Она была заложена в мае 1703 года. Высота ее шпиля вместе с ангелом — 122,5 метра». А тех, самых чувственных — «Моя связь с этим городом глубже». И следовать этим маршрутам с настроением, которое следует фильму; останавливаться на площади Искусств и улыбаться про себя: «Здесь жила Наташа. Здесь случилось признание». И ловить себя на новом, своем признании.


«Красотки»(Les poupées russes), Седрик Клапиш, 2005

Седрик Клапиш умеет признаваться в любви городам: эта картина — продолжение «Испанки», посвященной Барселоне, от режиссера «Парижа». Здесь он совмещает любовь к Лондону, Парижу и Санкт-Петербургу, но эта, русская, треть фильма заслуживает места в списке. И в этой трети — история настоящей любви, которая привела англичанина в Россию к балерине Мариинского театра и заставила француза-писателя разобраться в своих настоящих чувствах. Первые кадры — и сразу Аничков мост, затем — канал Грибоедова. Родители Наташи принимают английского гостя в коммуналке на фоне стеллажей с Библиотекой Всемирной Литературы, свадьбу играют у Исаакиевского собора, а зритель путешествует с героями, которые видят Россию не так, как мы, гуляет с ними по улице с идеальными пропорциями — улице зодчего Росси, задумывается и соглашается с их словами о том, что русские стремятся сделать все идеально. Даже улицы.


«Изгнанник», Николай Лебедев, 2005

В этом фильме уместились психоаналитики, художники, тайны и — «Санкт-Петербург — мистический город». Фраза, повторенная в картине несколько раз, описывает представленное в ней видение города, живущего своей жизнью, хранящего непростые истории, путающего и пугающего, но также и наставляющего на верный путь, дарующего подсказки и освобождение. Город, погружающий в себя. Да, это история погружения: американка Сара приезжает сюда в поисках сына, а по пути открывает все больше и больше. После этого фильма колонны Казанского собора будут казаться полными тайн, а проходя дома с атлантами или проезжая по каналам в свете уходящего солнца, вы почувствуете — это действительно мистический город.


«Питер FM», Оксана Бычкова, 2006

«Питер, я твой» — слова саундтрека к этому фильму. Это именно то кино, в котором город является одном из главных действующих персонажей. Здесь Петербург по-настоящему судьбоносный, сталкивающий — но все время не до конца — радиоведущую Машу и архитектора Максима. Ведь здесь обязательно потерянный телефон найдет именно тот человек. Ведь здесь обязательно ваша любовь заговорит любимым голосом с утреннего радио. Только здесь могла развиться подобная история между такими людьми: творческими, тонко чувствующими и влюбленными в город на Неве. В тот город, где судьба словно работает в самую полную силу — и все время играет со своими жертвами, но делает это с особой любовью. Раз побывавших там он больше не отпускает.


«Питер. Лето. Любовь», Андрей Хвостов, 2013

И если находишься и так здесь, то нельзя набравшись решимости героя, заявить с этим сладким предвкушением: «Я еду в Санкт-Петербург». Оставить позади все неудачные дубли своей жизни и найти что-то свое в далекой России (главный герой прилетает из Великобритании). Найти родных людей — своей крови. Постичь новые истины, достичь целей, которые того стоят. Танцевать на Дворцовой площади белой ночью, просыпаться пьяным в Петергофе, любоваться Невским проспектом, ориентироваться по карте, узнавать Россию и влюбляться в нее. И, конечно, просто влюбляться в Питере летом! Город показан очень солнечным — ну точно глазами иностранца. И так по-туристически наполненным искусством — от архитектуры, на которую только лишь заглядываться — иначе никак, до театра и танца, которые сливают главных героев воедино.


Релиз фильма «Петербург. Только по любви» назначен на 22 сентября; прокатом в России занимается петербургская компания «ПРОвзгляд».

Текст:
Виктория Бутакова
Фото:
кадры из фильмов