Мифология Ка | Бинокль

Мифология Ка

14 марта14:02
257

Ростан Тавасиев – известный российский художник, на счету которого более полутора десятков персональных проектов; участник многих групповых выставок и ярмарок: от Москвы, Петербурга до Лондона, Майами и Дубая. Тавасиев – основатель собственного живописного метода «бегемотописи» - способа создавать картины при помощи акриловых красок и плюшевых игрушек: зайчиков, хрюшек, бегемотов, утят.



Мир плюшевых героев возник не сразу. Вначале был диплом ювелира широкого профиля лицея им. К.Фаберже, затем обучение на кафедре дизайна культовой Строгановки и курсы при Институте проблем современного искусства. Столь широкий диапазон различных знаний и умений, а также время становления, пришедшееся на «щедрые» 2000-е, определили весь круг интересов и возможностей художника. От дадаистов до поп-артистов, от П. Мондриана, И. Кляйна до А. Осмоловского. Кажется, список можно продолжать до бесконечности. Шутливый, «детский» способ своего художественного высказывания Тавасиев сложил из множества пазлов, форм и методик истории искусства.



В новом проекте «Капля креацина», который представляет галерея современного искусства Anna Nova, Тавасиев продолжает свою игру, но в другом формате. Милые зверьки из плюша исчезли. На их место пришли мультяшные персонажи, то ли из сказки, то ли из комикса. Главный из них – художник по имени Без Названия. Сюжет закручен вокруг его фантастических приключений. А помогают ему в этом: Галерист Джесту, Галеристка Устиии Ваааана Ик, Коллекционер Барганкель, Властелин Ал Гахан IV и др.

Яркие, флуоресцентные картины пестрят сценками из жизни Без Названия. Два зала выставочного пространства подчинены развёрнутому рассказу о похождениях героя в мире искусства далёкого будущего. История Без Названия повествует о смерти героя, его воскрешении, признании, нелёгком пути самоидентификации. Восемь крупноформатных полотен, рисунки, эскизы иллюстрируют фантомный, иллюзорный мир мечтаний главного действующего лица/самого художника Тавасиева. Все графические и живописные работы являются своеобразными кадрами из футурофильма «Капля креацина», показ которого запланирован на момент закрытия выставки.




Тонкость письма работ отсылает к лучшим образцам ювелирного мастерства, графическая сделанность - к принадлежности традициям строгановской школы, а отсутствие страха, балансирование на грани трэша убеждают в способности автора оперировать самыми сложными кодами и знаками современного искусства. Язык художественной зауми сближает Тавасиева с ярчайшими представителями философской мысли начала XX столетия, деятелями авангарда 1910-1920-х гг.

Ростан активно снабжает свои произведения авторскими ремарками-пояснениями. Понятие сопроводительного текста очень важно для него: «Планета Мальгаут населена разумными, высокоразвитыми существами, похожими на земных брюхоногих моллюсков»; «Планета Музей находится вблизи крупной временной аномалии на границе двух разных миров».




Идея о космосе как едином живом организме, стремление к освоению иных миров относит к исследованиям русского космизма, сформулированным Н. Фёдоровым в труде «Философия общего дела». Избранные вопросы познания продолжены в творчестве В. Кандинского, П. Филонова, и, конечно же, поэтом «мирового расцвета», - В. Хлебниковым в его сверхповести «Ка». Система Ка есть и у Тавасиева, именно её измерению уделено большего всего внимания, в ней происходит часть «случаев» Без Названия. И это закономерно. Автору важна явная отсылка к предшественникам, способная задавать вполне серьёзные вопросы: проблема репрезентации, вопрос традиции и современности, проблема стиля и роли художника в нём. Оставив метод «бегемотописи», Тавасиев продолжил свои искания, выйдя за рамки беспредметного и фигуративного. Если ранее он после завершения работ оставлял игрушку прикреплённой на холсте, в результате чего возникала абстрактная композиция, но с фигуративным сюжетом/персонажем, то теперь он достиг полного синтеза всех форм, положив начало своей новой, но такой последовательной, мифологии.

Текст:
Анна Якубова
Фото:
Евгения Артёмова