Шазам русского гетто | Бинокль

Шазам русского гетто

25 июня03:21
257

Недавно на петербургском лейбле «Чудесаунд» состоялся официальный релиз мини-альбома «Человек человеку» — «Твой последний шазам». Местами трогательный и меланхоличный, местами страстный и яростный, альбом появился на стыке колдвейва, поэзии, индитроники и альтернативного рока. Здесь воедино сливаются гаражный постпанк с Лёхой Никоновым из ПТВП, дорожный триллер с Евгением Овцебосхом из Барто, чарующая нежность с Мариной Кацубой, истории любви, борьбы и безумия.

Летом 2015-го в гараже на берегу Сестрорецкого Разлива Рома Гонза и Etoeto записали свой первый лонгплей «В русское гетто». Тогда же их первый альбом издал лэйбл NTA. А в 2018, за три года существования совершив ряд концертов в России, Латвии и Финляндии, группа получила название «Человек Человеку».

«Человек Человеку» — кроссовер-бэнд поэта Ромы Гонза, мультиинструменталиста Димы Etoeto и барабанщика Антона Фролова. Плавные, льющиеся мелодии, пропитанные тихой тоской, разрываются мощными басами и ревущими гроулами; тонкие клавишные переходы и стройный речитатив сливаются с самыми неожиданными музыкальными экспериментами вроде восточных мотивов и нойзов. Сами участники коллектива в шутку называют свой стиль «кэндиграундом».

Трое романтиков с петербургских окраин создали двадцатиминутное EP, которое отлично сочетается с грустными поездками по району на батиной приоре, концертами в шиномонтажке и жизнью в мире пошарпанных хрущёвок. Они поют о вечном: о любви, смерти, свободе, стыде и прощении. Их герои – все мы, замыкающиеся в себе и отвергающие привычный миропорядок; люди потерянного поколения, отвернувшиеся от всего и не нашедшие ничего.

С первого звука первого трека попадаешь в абстрактную вселенную, окутанную клубами табачного дыма, уложенную могильными плитами бесчисленных мостовых. Прогнившие крыши, ржавые трубы, мрак и антиутопия. Это стихи о проклятом племени, обреченном расплачиваться за свои грехи; о жизни, которую не хочется принимать; о смерти, которая всегда гораздо ближе, чем кажется; о любви, отравляющей сердце и печень. Альбом привлекает разнообразием мотивов и мелодий. Разнородные по звучанию и непохожие по тематике, треки затягивают и заставляют с интересом наблюдать, как происходят метаморфозы в душе лирического героя.

Открывающие треки «Мой век несется смертоносно» и «Венера касается дна» — о дороге в никуда, о жизни без смысла и цели, о смерти напрасной и глупой. Медленный монотонный ритм с преобладанием баса и ударных вызывает чувство нарастающей тревоги, а звонкие синты и гитарные соло добавляют звучанию мелодичности и стройности.

«Не мы» и «В кротком молчании» — наши страхи и откровенные признания. Простые, но точные строки, описывающие жизнь во всей её рутинности и материальности, и короткое «это не я» заставляют задуматься: «Для чего всё это? Для чего я живу и что я делаю со своей жизнью?» Главенство нежного синта во вступлении, постепенно нарастающие ударные, бархатный вокал Марины Кацубы в первой композиции и чувственная скрипка во второй — это протест против саморазрушения, протест, рождающий надежду на спасение в любви.

«Технодромы русской души» — исповедь русского человека, социальный призыв и очевидная обреченность. На первый план выходит остросоциальный текст: у народа забрали волю, веру и право на счастье. Стихи обнажают проблему, поэт вскрывает пульсирующую воспаленную рану в душах миллионов граждан. Давящие резкие ударные, взвизгивающие синты и гул создают вокруг трека дух безысходной печали и вызывают мрачные, тяжелые ассоциации. Музыка дополняет композицию, создавая идеальный баланс слов и мелодии.

«Первое вещество» творчества группы — это, конечно, стихи. Музыкальное сопровождение как бы наслаивается, встраивается в пустоты и принимает необходимые формы, достигая гармоничного звучания. Слушая «Человек человеку», непременно вспоминаешь дерзкие мотивы Кровостока, меланхоличные нотки поэзии Алёхина из Макулатуры, умелое совмещение элементов хип-хопа с инди-музыкой, свойственное Дельфину. «Поэт должен быть смелым. Поэт должен стать песней», — написано на странице Ромы Гонзы на «Стихи.ру». Они выражают в стихах то, о чем другие сказать не могут, высказывают то, что другие боятся. Битмейкеры создают музыку для прослушивания, а поэты для размышлений.

«Человек человеку» — поэзия городских окраин и унылых пляжей Финского залива, слияние беспорядочного рёва гитар и стройных четверостиший. Они стреляют колкими выразительными строками, оглушают грязным гаражным саундом. Это музыка не для широких масс. Она звучит в маленьких клубах, спрятанных во дворах-колодцах и тесных однушках Ленобласти. Она играется не на музыкальных инструментах, а на чувствах и мыслях людей.


Текст:
Софья Пожидаева
Фото:
Официальные источники