Мечта раба — глоток свободы | Бинокль

Мечта раба — глоток свободы

18 августа11:01
257


Недавно в театре «Буфф» состоялся предпремьерный показ нового мюзикла Максима Дунаевского в постановке Исаака Штокбанта «Эзоп».



Режиссер Исаак Штокбант уже не в первый раз обращается к жизни древнегреческого философа-баснописца Эзопа. Ранее он ставил пьесу Гильерме Фигейредо «Лиса и виноград». «У меня появилось желание обратиться к этому материалу вновь, но расширить рамки, которые давала пьеса Фигейредо, и поставить совершенно другой спектакль… Самое главное, что меня интересует в сегодняшней работе, и что я хочу донести до сознания зрителя — это то, как рвал Эзоп свое сердце, каких трудов и мук стоил ему выбор между любовью к женщине, которая тоже желала быть с ним, и возможностью стать свободным человеком», — говорит о мюзикле «Эзоп» Исаак Штокбант.


Мюзикл «Эзоп» – это размышления авторов о том, нужна ли человеку с рабской психологией свобода, и что произойдет, если он ее получит. Желанный глоток свободы для Эзопа, жившего в рабской неволе, оказался смертельным. Жить «несвободным», пусть и в любви с любимой женщиной, для него было равносильно смерти.

Основополагающими темами в спектакле являются внутренние метания раба — уродливого и мудрого философа Эзопа (Мурад Султаниязов), побеждающего в себе рабскую психологию, и любовных чувств его госпожи — прекрасной Елены (Наталья Мартынова), приобретающей рабскую зависимость от них, и при этом теряющую внутреннюю гордость.


В пьесе Николая Денисова акцент ставится именно на взаимоотношения прекрасной Елены и уродливого раба Эзопа, а не только на тонкие мудрые изречения философа. Другие персонажи помогают раскрытию характеров и внутреннего мира главных героев. Романтичная любовная линия молодого раба Гнатона (Андрей Подберезский) и его возлюбленной Мелиты (Анна Серпенева) не столько самостоятельна, сколько способствует, как ни странно, раскрытию чувств Елены и Эзопа. Именно в лирическом дуэте с Гнатоном Эзоп искренне признается себе в любви к Елене, а мольба Мелиты о прощении созвучна с финальным признанием самой Елены.

Спектакль «Эзоп» — это классический мюзикл, выстроенный по всем правилам жанра. Композитор Максим Дунаевский сделал историю баснописца музыкально разнообразной, написав лирические, драматические и иногда юмористические музыкальные композиции. Комичный дуэт «Как тебя я ненавижу» двух молодых завистливых и алчных рабынь — Дафны (Марина Титова) и Хлои (Анастасия Кулаева) органично оттеняет серьезный драматический посыл спектакля.


Центральными в мюзикле являются непосредственно арии Елены и Эзопа, отражающие внутренние метания, сомнения и страдания героев. Именно через драматичные музыкальные номера главных героев выражается острый внутренний конфликт, происходящий в их душах.


Основным элементом сценографии Яны Штокбант является большой круг оранжево-красного цвета, символизирующий Солнце, но отсылающий скорее не к живописи Древней Греции, а к древнеегипетским росписям, в особенности к изображению бога Солнца Ра. Солнце находится немного позади двух полукруглых стен-конструкций, которые напоминают древнегреческий амфитеатр. Поэтому все происходящее внутри круга кажется разыгрываемым спектаклем, но лишь до финальной сцены, являющейся эпилогом.

Костюмы Яны Штокбант передают дух Древней Греции. Героини одеты в довольно открытые хитоны. Соблазнительные наряды Елены меняются по мере изменения ее эмоционального состояния. Костюм Эзопа неизменен на протяжении всего спектакля. Он облачен в грубое рубище, а на голове у него нечто похожее на терновый венец. Благодаря мастерской актерской игре Мурада Султаниязова, за ветхим одеянием, скрывающем почти всего героя, открывается внутренняя борьба, происходящая в мечущейся и страдающей душе философа.



Текст:
Екатерина Борисова
Фото:
из официальных источников