Существовать совместно с городом | Бинокль

Существовать совместно с городом

21 августа13:46
257

На фоне тотального дефицита площадок, стабильно работающих на территории актуального искусства, каждая подобная инициатива воспринимается в Петербурге как глоток свежего воздуха и сулит надежду на выздоровление. Выставочное пространство «Совместное существование», открытое весной этого года в креативном кластере «Арт-Муза» на 13-ой линии Васильевского острова, идеально вписывается в ряд таких оздоровительных и обнадёживающих мероприятий.

После кураторского проекта Виктора Кудряшова «Мои друзья – художники» и его же персональной выставки «А я?» небольшое, но уже обжитое современным искусством помещение стало площадкой выставки «My Own Private Routes». Третий проект молодой галереи подтвердил следование изначально взятому курсу на работу с молодым искусством и, что особенно ценно и важно, готовность к взаимодействию с молодыми кураторами.

Уже успевшее закрепиться в западном мире в качестве профессии кураторство оформилось сравнительно недавно. Эпохальные выставки, положившие начало этому процессу, прошли менее пятидесяти лет назад. В России устроитель выставки зачастую исполняет роль скорее координатора, чем производителя смыслов. Существование в Смольном институте СПбГУ соответствующей магистерской программы ситуацию кардинально не меняет: насыщая разреженную арт-среду Петербурга дипломированными кураторами, образовательная инициатива, пусть и столь прогрессивная, не способна радикальным образом изменить саму среду,  к сожалению, попросту не испытывающую потребности в большом количестве юных кураторов.

Выставка, занявшая «Совместное существование» на ближайшие две недели, - дебютный проект молодого куратора Натальи Карасевой. Магистрантка уже упомянутого Смольного отобрала работы шести молодых художников, по-разному подходящих к исследованию города. Тема города для Петербурга, пожалуй, и так является одной из самых растиражированных и ожидаемых. А в связи с разыгравшейся в последнее время модой на интерес к урбанистике, она ещё больше поистрепалась.

Казалось бы, такая легко читаемая и непритязательная тема, как одиночество человека в мегаполисе, тотальная неспособность современного мира социальных связей к коммуникации, в остроумной видео-интерпретации Виктора Кудряшова вызывает живые эмоции. Отчаявшись наладить контакт с уныло спешащими по Невскому прохожими, художник обнимает город: и в отличие от горожан мрамор оказывается к объятиям готов. Видео удачно рифмуется с фотографиями Кати Ожигановой, фиксирующими не человека и среду, а неуловимые связи между ними. Связь города и человека размывается и в работах Олега Лейнова: городская среда превращается в абстрактные цветовые поля. Ностальгический гобелен Евгении Мачневой, представляющий собой воспоминания художницы о детских поездках в Стрельну, переплетается с графикой Аси Маракулиной, для которой город становится набором ассоциаций, воспоминаний, наблюдений. Кажется, зарисовки Петербурга переплетаются с видами родной для художницы Перми, но чаще всего распознать места вовсе не удается. «Портретированию» подвергаются не узнаваемые виды, а детские площадки, шумные перекрестки, стоящие в пробках машины.

На расстоянии пары метров от этого города – другой. Город Саши Зубрицкой. Город, в котором разные точки пространства сливаются, будучи отмеченными одинаковыми граффити-тегами.  В этом «размноженном» (а может быть, преумноженном) пространстве сегодня существует каждый из нас, ежесекундно получающий оповещения из десятков различных приложений, обнаруживающий своих друзей в разных частях планеты, а рядом с собой – тысячи незнакомцев.  Саша Зубрицкая акцентирует эту многослойность современного города, выявляя «визуальные» связи между разными точками.

Современный город становится своего рода «гипертекстом». Пройти по всем ссылкам невозможно, у каждого – собственный маршрут. Отобранные для выставки работы объединяет доведенная до предела субъективность взгляда, его личностность. Помимо концептуальной целостности проект выделяет «визуальная совместимость» включенных в него работ, что позволяет считать выставку  «My Own Private Routes» удачным примером «совместного существования» совсем еще юных художников и куратора, очевидно говорящих на одном языке.  Кажется, призыв теоретика Паскаля Гилена «курировать с любовью» Натальей Карасевой услышан.

Текст:
Сабина Миналто
Фото:
Екатерина Танькова