Религия и комиксы | Бинокль

Религия и комиксы

22 мая14:26
257

Недавно в библиотеке Маяковского сотрудник Музея истории религии Павел Тугаринов прочитал лекцию на очень оригинальную тему — как в известной эпопее вселенной Marvel  «Мстители» раскрывается тема религий.
Мы публикуем краткий пересказ этой лекции.


Кажется, что за более чем полувековую историю существования вселенной Marvel (MCU) её авторы не оставили без внимания ни одного бога, полубога или просто богоподобного существа, чей образ так или иначе не был бы укоренен в символической системе мифа. Посвященный репрезентации религиозных образов в комиксах и других артефактах визуальной культуры сайт comicbookreligion.com содержит в своей базе совершенно умопомрачительное число персонажей в той или иной степени (от полного неприятия до благочестивого следования определенной религиозной традиции) связанных с религией или мифологией: на данный момент только в марвеловской вселенной их 18575. Несмотря на то, что вышеупомянутый сайт феномен религии понимает предельно широко, например, к религиозным культам он относит как экзотические инопланетные религиозные верования, так и, например, «сциентизм»,«нигилизм», и даже«принадлежность к ЛГБТ сообществам», среди героев MCU число сторонников традиционных мировых вероучений остается довольно высоким: более тысячи христиан всех конфессий, около двухсот мусульман и почти сорок буддистов.

«Мстители» (The Avengers) — это квинтэссенция, экстракт всех элементов вселенной Марвел, действующий по законам тождества макрокосма (MCU) и микрокосма (The Avengers), что не может не отражаться и на религиозной принадлежности главных героев. Так, в мстителях боги германо-скандинавской мифологии могут пересекаться с верующими христианами, что порой создаёт комичные ситуации: Чёрная Вдова (Наташа Романова) указывает Капитану Америка (Стив Роджерс), что не стоит ссориться с Тором, потому что он, вообще-то, бог, на что Роджерс отвечает, что «существует только один Бог, и он точно не станет так одеваться». Капитан Америка представляет собой классического представителя WASP, белого англосаксонского протестанта — консерватора с высокими моральными устоями, который не преминет упрекнуть других персонажей за развязанный образ жизни. Не менее любопытным представляется межконфессиональные отношения героев. Капитан Америка на протяжении длительного периода времени состоял в отношениях с Берни Розенталь, и они даже обручились. Одной из причин для расставания с Капитаном стало недовольство родителей Берни, иудеев по вероисповеданию, грядущим переходом дочери в христанство (ситуация с прохождением Капитаном Америка обряда перехода в иудаизм (гиюр), включающего в себя обрезание, авторами комиксов даже не рассматривается). Ситуация внутриличностного конфликта между иудаизмом и христианством также можно проследить в судьбе Человека-паука (Питера Паркера). Еврейское происхождение Человека-паука исследователями часто ставится под вопрос, во многом из-за несостоятельности главного аргумента, заключающегося в том, что Стэн Ли, создатель Человека-паука, еврейского происхождения, поэтому и Человек-паук тоже должен быть евреем. Стэн Ли действительно наделил Человека-паука некими автобиографическими чертами: Паркер родился в Форст-хиллс, — районе Нью-Йорка, населенного преимущественного еврейской диаспорой, к тому же в своей речи Человек-паук иногда употребляет слова на идише, языке евреев ашкенази. Но нет ни одного свидетельства участия Человека-паука в иудейских религиозных обрядах, зато он регулярно отмечает Рождество, молится вместе со своим другом, а впоследствии врагом, протестантом Итаном Эдвардсом. Вполне возможно, что он действительно имеет еврейские корни, но они никак не влияют на его повседневную жизнь. Также и Алая Ведьма (Ванда Максимофф), неоязычница викканка по вероисповедною, уже во взрослом возрасте узнает о еврейском происхождении своего отца Магнето (Макс Эйзенхарт). Следует сказать, что большинство по крайней мере главных персонажей Мстителей находятся в довольно сложных отношениях с организованными религиозными институтами, и их взаимодействие с религией лежит скорее в сфере идентичности, а не метафизики. Исключением является Чёрная Пантера (Т'Чалла), после смерти отца ставший не только королем Ваканды, но и её верховным жрецом. Если большинство главных героев — плоды Западной культуры, «травмированной» эпохой просвещения, то Чёрная Пантера — представитель традиционной культуры, в которой мифологическое и рациональное сознание не разошлись разными дорогами. Несмотря на то, что Ваканда —высокоразвитое технологичное государство, верования Вакандцев глубоко архаичны (что, кстати, не является исключением и для нашего мира, достаточно вспомнить современную Японию и Китай), они представляют собой классическое анимистическое мировоззрение с элементами тотемизма. Думаю, всех интересуют взгляды Наташи Романовой, также известной как Чёрная Вдова. Она, как и многие её коллеги,не спешит публично демонстрировать свою религиозность, хотя в ответвлении «Marvel Knights» Наташа заходит исповедоваться в католический храм, что немало удивило фанатов. Впоследствии Чак Диксон, автор этой сцены, заявлял, что Чёрная Вдова всё-таки принадлежит к восточнохристианской православной традиции, а к католикам зашла из любопытства. Вполне может быть, что на это её сподвиг бойфренд Сорвиголова (Мэтью Мёрдок), также участник команды Мстителей. Мёрдок — неистовый католик, который только за одну экранизацию успел исповедоваться два раза.
Железный Человек (Тони Старк) сохраняет ироничную дистанцию по отношению к религиозности своих коллег. С одной стороны, сложно быть атеистом, когда мимо ходит подбрасывающий молот Тор, а с другой, он не испытывает ни малейшего намека на религиозные чувства, что довольно сильно раздражает Капитана Америка («You don't believe in a damn thing except your bank balance»). Больший интерес представляет трансформация персонажа в киновселенной. Именно с экранизации Железного Человека и началась одиннадцатилетняя эпическая киноистория Мстителей, им же, скорее всего, она и закончится. Все эти 11 лет Тони Старк постепенно следовал пути героя, описанного в классических трудах «Морфология волшебной сказки» В.Я. Проппа и «Тысячеликий герой» Дж. Кэмпбелла. За это время судьба Тони Старка всё больше стала напоминать житие святого, а вокруг комиксов и их экранизаций начал складываться настоящий квазирелигиозный культ.
Если обратиться к статистике, то с момента падения Восточного блока мы видим стремительное падение религиозности в странах Европы и в целом на Западе. Всё больше людей говорят, что если и веруют, то не в какое-то конкретное религиозное учение, а просто в то, что «что-то там есть» (феномен, известный в религиоведении как "итсизм"). В то же время невооруженным взглядом видно, как за этот же период изменились комиксы и их экранизации («Бэтмэн и Робин» Джоэла Шумахера и «Тёмный рыцарь» Нолана как будто сняты на разных планетах), а главное, изменилось наше отношение к ним. Супергеройское кино перестает быть узконаправленно подростковым, оно говорит о самых острых проблемах современного общества. При этом мы начинаем верить, что без помощи супергероя и, что интересно, без его «новозаветной» жертвы», изменить мир уже не получится. Из двадцати самых кассовых фильмов всех времён и народов половину списка занимает супергеройское кино, и, судя по всему, «Мстители: Финал» обречены занять в этом списке первую строчку. Однако наиболее важно то, что они могут стать новым евангелием общества, переходящего, как и герой Роберта Дауни мл., от постсовременной иронии к транссентиментализму метамодерна.
Текст:
Павел Тугаринов
Фото:
Религиозные образы в Мстителях