«Ван Гог. Ожившие полотна»: аттракцион против искусства | Бинокль

«Ван Гог. Ожившие полотна»: аттракцион против искусства

21 июня22:00
257

Одна из самых ожидаемых выставок лета работает сегодня на Конюшенной площади. Специально для масштабной экспозиции «Ван Гог. Ожившие полотна» там построили павильон в несколько тысяч квадратных метров.

Передвижная экспозиция с претенциозным названием «Van Gogh Alive», звучащим по-русски куда скромнее, исколесив полмира, сделала остановку в Петербурге. В отличие от Москвы, где масштабный аттракцион нашел пристанище в центре дизайна Artplay, у Петербурга подходящего пространства, по всей видимости, не нашли: пришлось строить на Конюшенной площади временный павильон. Впрочем, это не стало проблемой для проекта, поддержку которому оказало не только правительство города, но и ряд крупных компаний.

Пространство инсталляции заполнено огромными экранами, на которые проецируются видео, составленные из динамических картин по произведениям Ван Гога, его фотографий и цитат. Действие бесконечно движется по кругу, следуя по схематично начертанной карте, пункты которой выбраны по географическому принципу: из сумрачной Голландии действие перемещается в насыщенный цветом и светом Париж, оттуда – в японизирующий Арль, сменяющийся лечебницей для душевнобольных в Сен-Реми, ставшей последней остановкой на пути перед Овер-сюр-Уаз, откуда Ван Гогу уже не суждено было уехать.

Попадая в огромное, заполненное звуком, светом и цветом, пространство зритель оказывается подавлен наплывающим на него массивом визуальной и аудиальной информации. Авторы выставки называют это погружением в произведения, но имеет ли в самом деле предложенное зрелище отношение к Ван Гогу? Что это: мегавыставка художника, дающая ретроспективный взгляд на его творчество, тотальное произведение, производящее новые смыслы, или просто аттракцион? И как в данном случае оценивать использование возможностей мультимедиа?

Медиа обладают колоссальным потенциалом к созданию принципиально новых тотальных произведений, но в данном случае, кажется, речь идёт лишь о типичной постмодернистской игре, в которой история искусства воспринимается как сундук с диковинами, а медиа – как инструмент воспроизведения.

Не предъявляя больших претензий к выставке, имеющей все шансы стать самым посещаемым аттракционом петербургского лета, нельзя не указать на несостоятельность одного из главных тезисов, озвучиваемых организаторами. Они, вероятно, подразумевают, что использование мультимедийных технологий имеет целью приблизить массового зрителя к произведениям Ван Гога. Однако опыт погружения в подлинный мир искусства доступен в нескольких сотнях метров от Конюшенной, а что касается «Оживших полотен», то не стоит считать их больше, чем аттракционом. Затраченные средства будут с лихвой возмещены, ведь имя Ван Гога уже не нуждается в продвижении, но ничего по-настоящему нового эта выставка не демонстрирует. Возможности медиа, потенциальная безграничность которых очевидна, оказываются ограничены: лишь воспроизведение, пусть и гораздо более масштабное, чем проецирование репродукции на мониторе компьютера.

Выставка, впрочем, продлится до конца лета и, возможно, станет для многих поводом сходить в Эрмитаж. И это главное.


Текст:
Сабина Миналто
Фото:
Екатерина Танькова