Жизнь - это пляж? | Бинокль

Жизнь - это пляж?

22 октября16:53
257

В РОСФОТО приехали фотографии известного британского документалиста-фотографа Мартина Парра. Серия «Жизнь - это пляж» -  исследование фотохудожника о типичном отдыхе обычных людей.

Мартин Парр (р. 1952) – британский фотограф, фоторепортёр, член агентства Magnum с 1994 года, автор более пятидесяти книг, куратор выставок, коллекционер и историк. Изучал фотографию с 1970 по 1973 год в Манчестерском университете Метрополитен, а в 2008-м стал почётным доктором искусств этого университета.

Вслед за американским фотографом Уильямом Эглстоном, признанным «отцом цветной фотографии», и его соотечественником Стивеном Шором, Парр  - один из величайших фотографов-«колористов» нашего времени. Работает он, как правило, с малоформатной фотокамерой, всегда используя вспышку, даже днём - отсюда преувеличенная яркость цветов. Его фотография так же естественна, как и сама жизнь. Нельзя его и заподозрить в постановках, скорее он - автор «уличной фотографии», которая фиксирует, документирует всё происходящее вокруг.

Фотохудожнику также принадлежит знаменитая серия «Последний приют», которая включена газетой The Guardian в список «1000 произведений искусств, которые нужно увидеть прежде, чем вы умрёте». Некоторые фотографии серии зрители смогут увидеть и на этой выставке. Если коротко, серия об отдыхе среднего класса годах так где-то в 80-90-х на побережье Нью-Брайтона, неподалеку от Ливерпуля. Точнее, о горах мусора, безразличии отдыхающих и их абсолютной ни физической, ни моральной непривлекательности. Документалист не «бежит» за красивой картинкой, а представляет людей такими, какие они есть. Обыденность, банальность человека - вот, что интересует фотографа, вот что выходит у Парра на первый план. Критике и публике фото не понравилось, но, как известно, на правду-то не обижаются.

За Мартином Парром числится слава провоцирующего фотографа, а в его фотографиях можно увидеть острый социальный подтекст. Отмечают за ним и ироничный взгляд на окружающую реальность, и смелую критику современного общества, и - особенно - среднего класса.

В целом, «Жизнь - это пляж» - ироничный проект фотографа о естественном поведении людей. Пляж - это место отдыха и расслабления, каждому здесь удобно и комфортно. Пляжная территория есть проявление культурного феномена в зависимости от того, где человек отдыхает, в Индии или Японии, и в то же время это пространство общего и ничейного. Место свободы, самовыражения, проявления собственной сути,  и в то же время место, где индивидуальное сливается с общим и предстаёт в роли «типичного». Одни отдыхающие купают корову, другие фотографируют свадьбу, третьи принимают солнечные ванны на каменном бетоне рядом с трактором, четвертые – жарят барбекю и играют в футбол. Причудливые, необычные, а зачастую смешные традиции и привычки отдыхающих переплетаются с субъективными взглядами автора на мир. Однако сложно судить такова ли представленная реальность на самом деле или это лишь одна из сторон медали. Как бы то ни было, фотографии, сделанные преимущественно в 80-х и 90-х годах уже стали «документом», пополнив глобальный архив прошлого. А география проекта достаточно обширна - Аргентина, Индия, Уругвай, Бразилия, Бельгия, Латвия, США и многие другие. Не осталась без внимания и родина фотографа - Великобритания. Она, пожалуй, является источником вдохновения и главной темой данного фотопроекта.

Гуляя по залам РОСФОТО, рассматривая представленный репортаж «бытийности»,  вглядываясь в «настоящую» жизнь реальных  людей можно заметить и комментарий, оставленный фотографом под одним из снимков:

«Это Юрмала, пляжный курорт под Ригой, столицей Латвии. Я люблю морские курорты, в особенности, бывшие коммунистические курорты. Я сразу представляю огромное количество людей, которых заставляют отдыхать. Этот снимок я сделал в воскресенье в июле, тогда начинался дождь».

Причудливо, иронично, забавно? Пожалуй, наш мир действительно таков.

Выставка продлится до 30.11.2014. Стоимость билета 100 рублей.


Текст:
Анна Тарасова
Фото:
Ксения Шевчук