Владимир Шинкарёв. Выставка "Мрачные картины" в NameGallery | Бинокль

Владимир Шинкарёв. Выставка "Мрачные картины" в NameGallery

24 марта02:37
257

Выставка "Мрачные картины" открылась в NameGallery в честь юбилея одного из классиков петербургского искусства Владимира Шинкарёва.

За словосочетанием «петербургский художник» сегодня чаще всего стоит лишь география его местонахождения, не рождения даже. Размышления о наличии или отсутствии особой специфики в искусстве, произведенном в этом городе, для Петербурга характерны и естественны, как естественны для него бесконечные поиски идентичности. Современное искусство, впрочем, склонно скорее нивелировать локальную специфику произведений: сложившаяся глобальная система видит своим идеалом художника, говорящего на интернациональном, универсальном языке.

Владимир Шинкарёв в рамки не укладывается: несмотря на принятый в арт-мире скепсис по отношению к будущему живописи, он продолжает заниматься ею, опровергая тезисы о её то ли уже свершившейся, то ли вот-вот грядущей смерти; делает искусство, которое вполне можно назвать петербургским, руководствуясь при этом не только местом рождения и проживания автора, но художник не становится явлением понятным и значимым исключительно в местном контексте.

Говоря о Шинкарёве, сложно не упомянуть о «Митьках», идеологом которых он был. Группа распалась, а главные герои рассорились, но бренд до сих пор обладает необычайной для художественного движения узнаваемостью. Впрочем, заявлять о смерти «митьковства», равно как и о смерти живописи, было бы слишком самонадеянно: для этого необходимо по крайне мере предположить, что его конечная точка в принципе возможна. Но искусство «митьков» - это не только, и даже не столько вполне осязаемые выставки на Пушкинской, но прежде всего среда, образ жизни и взаимоотношения.

Того «митьковского» Ленинграда больше нет: на его месте теперь другой город с другим названием. Но Петербург все хранит в себе: и былое имперское величие, и воспоминания об оплаканных Шинкарёвым в известной повести ленинградских пивных ларьках. Восприятие Петербурга неизменно затуманено богатой мифологией. Наверное, поэтому думать и писать о нем непросто: слишком много слоев, культурных кодов, тех странных фантазий-воспоминаний, когда сны и грёзы сливаются с реальностью, и никак не удается понять - было ли это на самом деле. Наблюдение здесь единственный возможный способ взаимодействия со средой, и это свойство города делает живопись самым логичным из способов его сохранения.

«Мрачные картины» Владимира Шинкарёва представляют собой живописную серию городских пейзажей. Пустынные улицы, железнодорожные платформы, одинокие фигуры на которых сливаются с пейзажем: кажется, человек здесь исчезает, растворяется в тумане, в петербургской «мрачности». Эта «мрачность» - плоть от плоти Петербурга, ощущение безысходности смешивается в ней с упоением ею же, превращаясь в особый петербургский способ бытия, некое длящееся время. Время здесь не бежит, не летит, не несется, оно течет, замирая и вздрагивая, вглядываясь в свое отражение в водной глади.

Места, которые пишет художник, - точки его ежедневных маршрутов, отметки на его карте города. Здесь нет иерархии: многократно написанная Смоленка уравнивается в правах с открыточными видами Царского Села. Жить в Петербурге, видеть его сквозь призму своей частной истории – в этом и есть искусство.

Шинкарев создает своего рода архив города, сохраняя в нем все то, что физически утрачивается. Ценный своей многослойностью и неоднородностью, Петербург еще очень молод, но обладает несомненным для города и архитектуры преимуществом – умением казаться старым. Преимущество это, впрочем, не для всех очевидно. Сегодня, когда в городе идет дискуссия по поводу сноса блокадной подстанции, беспокойство художника ощущается острее. Неистовое желание обновить город, «осовременить» его, стереть с его карты то, что легче уничтожить, чем восстановить, грозит Петербургу Владимира Шинкарёва уничтожением. Единственное, что может сделать художник, чей совет оставить «все так, как оно есть» вероятнее всего не будет услышан, - сохранить свой город посредством живописи.

Выставка работает до 12 апреля. Вход свободный.


Текст:
Сабина Миналто
Фото:
Екатерина Танькова