Жизнь после туфель | Бинокль

Жизнь после туфель

23 апреля15:13
257

Личные истории не могут быть выдуманными. И это те самые, что задевают больнее всего. Люди в большинстве своем предпочитают смотреть игровое кино, в то время как через социальное создатели хотят донести идеи и смыслы, которые порой иными способами не получить.


Но создатели фильма "Я хочу туфли" сняли социальное кино с элементами игрового. В центре сюжета – жизнь Веры после травмы, полученной в автомобильной аварии. Она хромает, у нее не поворачивается шея – но она ведет полноценную жизнь. Кто сказал, что человек с ограниченными возможностями не может вести ее? Это и хотят передать нам создатели фильма. Что примечательно, съемочная группа к кино не имела до этого никакого отношения, они -сотрудники Центра реабилитации после травм и инсультов «Три сестры».  Режиссером стала руководитель центра Анна Симакова.


Как вышло, что медицинское учреждение занялось съемками кино?

Елизавета: В нашей больнице есть должность видеооператора. Это тот человек, который записывает истории пациентов, их успехи. Из этого вытекла одна наша новогодняя забава: мы решили снять короткометражный фильм. А после копили материал для следующего. Накопили на полный метр.


Елизавета Новикова, играющая главную героиню Веру, в самом деле перенесла травму. Все актеры проживали свои же жизни перед камерой: герои писались с реальных людей, с типажей сотрудников Центра реабилитации; они актеры не кино, а настоящей жизни. Диалоги здесь – продукт импровизации, не взятый из сценария. «Мы решили, что речь актера гораздо естественнее, если просто задать ему тему, а не выдать полный текст», - рассказывает Анна Симакова.


Ленту сопровождает трек The Guggenheim Grotto – Wisdom. И каждый раз он вдруг очень кстати, в финале фильма – убийственно кстати. Он вписывается в картину с первого же эпизода: девушка просыпается от звонка в дверь. Но за ней ничего не обнаруживает. Позже рассказывает об этом своему психотерапевту: «Пустота. Никого нет». Получает ответ: «А кого вы ждете?». Это и есть вопрос фильма. Кто или что за этой метафоричной дверью - прежняя жизнь, любовь или уверенность в том, что жизнь продолжается?


Эти категории заключены и в образ туфель: обувь на каблуке, недоступная теперь для главной героини, становится проводником к обычной жизни. Она надевает их на приеме у психотерапевта, и неподдельное счастье льется из нее через экран. Туфли – это и символ женственности, силы и, собственно, жизни.


Сцены у психотерапевта – очень сильные. «Закройте глаза». И начинается настоящее: подсознание выкидывает Веру в эпизод в ванной. Кадр сверху, красивая девушка, приглушенный свет. «Вы одна?», - слова психотерапевта и неожиданный стук в дверь. Этот символ стука, уже не первый раз появляющийся в фильме, имеет здесь новый смысл. Она не может справиться с этой стеной. И паника передается зрителю.


Сюжет расходится в несколько линий: это карьера Веры, ее стремление построить театр и вытекающие последствия, история личной драмы ее брата, жизнь психотерапевта и ее мужа-журналиста. Эта картина отдается в зрителе каждой фразой. «Эмоций хочется ярких, Вер!», - и чувствуется; «Я много лет люблю одного человека», - и чувствуется; каждый стук в дверь ощутим.


«Как мы шутим между собой, главное выдержать первые двадцать минут, дальше пойдет», - говорят в съемочной группе. И это правда: сложно смотреть на то, что находится за гранью собственной жизни. Но когда барьер преодолен, мысли появляются совсем другие – о равенстве, казалось бы, неравных, о ценности собственного пути и о таких вечных вещах, как вера, правда и любовь.


Текст:
Виктория Бутакова
Фото:
кадры из фильма