Смерть с улыбкой | Бинокль

Смерть с улыбкой

25 апреля17:41
257

До 30 апреля в NameGallery проходит выставка текстильных полотен Ольги Флоренской «Классическая смерть».


Ольга Флоренская – художник, поэт, режиссер, участник и одна из основателей художественной группы «Митьки». Часто работает в соавторстве со своим мужем Александром Флоренским над крупномасштабными проектами, такими как: "Движение в сторону йые", "Русский патент", "Передвижной бестиарий" и др. Занимается самыми разными видами искусств: живописью, керамикой, скульптурой, книжной иллюстрацией и графикой, а также литературной деятельностью, журналистикой и анимацией.



Настоящий проект - серия текстильных коллажей, представляющих собой вольные копии с известных произведений классической живописи, посвященных теме насильственной смерти. Создавать полотна из текстиля Ольга Флоренская начала еще в 1980-х и стала известна благодаря панно на морские и библейские темы. Годы тесной работы с группой "Митьки" не прошли бесследно: в ее произведениях чувствуется присущий им дух искренности и ироничного взгляда на жизнь. И всё же, Ольга – самостоятельный художник с ярким индивидуальным стилем. Чистые локальные цвета, простые формы, минимум деталей – эти характерные черты роднят ее работы с традициями русского авангарда, конструктивизмом двадцатых годов, что замечательным образом придает ее произведениям некий национальный оттенок.


Трудно представить что-то необычное при словосочетании «Классическая смерть» - первое слово ассоциативно повергает в скуку, второе на слуху каждый день и помногу раз. Но данной выставке это играет на руку и создает эффект неожиданности. Увиденное на выставке сильно расходится с ожидаемым представлением, несмотря на то, что на полотнах действительно изображены сцены смерти, и они действительно классические.



Ольга Флоренская берет за основу известные произведения мировых художников, таких как Франциско Гойя, Кузьма Петров-Водкин, Эжен Делакруа, Илья Репин и других. Все картины принадлежат к разным эпохам, стилям, странам, и несмотря на то, что они объединены темой насильственной смерти, едва ли это позволит поставить их в один ряд. Сама смерть может быть разной – казнь, гибель на войне или трагическая случайность. Ольга Флоренская приводит произведения к единому изобразительному языку и тем самым дает возможность как бы посмотреть на них сквозь призму настоящей эпохи.


Постмодернизм в своем отношении к теме смерти ироничен, не терпит занудства и не выносит романтических доспехов свойственных прошлым векам, так или иначе ее эстетизирующим. В настоящее время в изображении этой темы главенствует либо внушение ужаса, либо черный юмор. Это связано с выродившейся традицией героизации смерти, придания ей идеального образа с элементами бравады, бесстрашия, эротичности. Всё это уходит из искусства, оно становится жестким и циничным.



«В моих «копиях» композиционный замысел оригинала сведен к лаконичному знаку, снабженному кратким пояснительным текстом. Печальный же и неаппетитный факт насильственной смерти скрашен изрядной долей иронии и оптимистическим цветовым решением», - описывает свои работы сама Ольга.


Таким образом, Ольга Флоренская предстает художником истинно своей эпохи в стремлении дегероизировать образ смерти и взамен создать новый – смерть с улыбкой.


Текст:
Марина Тоска
Фото:
Павел Тугаринов